|
|
N°196, 20 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путин пошел по стопам Николая Второго
Встреча президентов России и США на форуме АТЭС отменена
Сегодня Бангкок перешел на осадное положение, которое продлится до середины завтрашнего дня. Такова плата за то, что столица Таиланда стала на время проведения саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) центром мировой политики. Ведь в АТЭС входит 21 страна, в том числе США, Россия, Япония, Китай, Канада.
Центр девятимиллионного Бангкока перекрыт. Власти объясняют, что беспрецедентные меры предприняты по требованию американских спецслужб, обеспечивающих безопасность прибывшего сюда в субботу президента США. Точное местонахождение Джорджа Буша в Бангкоке не сообщается. Известно только, что сегодня днем и вечером он будет в Доме правительства Таиланда, а затем в Большом королевском дворце. Там пройдут основные мероприятия: встреча лидеров в узком составе, затем, вместе с главами правительств, встреча с Деловым консультативным советом АТЭС и, наконец, прием у короля Таиланда Пумипона Адульядета и королевы Сирикит.
Таиландцы так любят своего 75-летнего короля, правящего ими уже 57 лет, что готовы терпеть временные неудобства, связанные с приемом высоких гостей. Столичные жители получили два дополнительных выходных дня и могут избежать появления в центре Бангкока, где даже полицейские предпочитают пользоваться респираторами. Ведь даже экзотические благовония тайской кухни не способны перебить причудливую смесь запахов, разносящихся из канализационных люков.
Чтобы закончить тему короля и его королевства (Таиланд, кстати, конституционная монархия, и Пумипон выполняет лишь протокольные функции, достаточно сказать, что он никогда не выезжает с визитами за границу), отметим две характерные детали. Во-первых, чуть ли не на каждом бангкокском перекрестке вы увидите красочные, увитые цветами портреты королевской четы в полный рост. На любом из них хорошо виден висящий на шее монарха фотоаппарат. Таким же заядлым фотолюбителем выглядит Пумипон даже на самой крупной таиландской купюре в 1000 батов (около 25 долларов). И второе -- подданные монарха просто-таки демонстративно уважают свое королевство: таиландский флаг полощется даже над откровенными трущобами. Флаги выглядят иногда заметно выцветшими, явно их вывесили гораздо раньше съезда мирового политического бомонда.
Впрочем, и сам этот бомонд льстит тайскому честолюбию. Местные газеты заполнены статьями, не только посвященными форуму АТЭС, но и отдельно лидерам трех держав -- США, России и Китая, которые совмещают с участием в саммите свой первый государственный визит в Таиланд. Председатель КНР Ху Цзиньтао, прибывший в Бангкок 17 октября, и Буш, появившийся здесь 18-го, совершат его до встречи АТЭС, а Владимир Путин -- после. Но предыдущие американские и китайский лидеры в Таиланде бывали и раньше. А вот глава российского государства не появлялся здесь уже более ста лет!
Последний раз это произошло в 1891 году, когда Сиам (как тогда назывался Таиланд) посетил наследник царского престола, великий князь Николай Александрович. Взойдя на престол и став Николаем Вторым, он установил в 1897 году официальные отношения с этим королевством.
Одним словом, таиландцам и их ограниченному в передвижении королю повезло, что «праздник» АТЭС пришел и в их страну, иначе бы не видать им «первого россиянина». А еще им, видимо, должно быть приятно, что он, в отличие от «первого американца», не боится здесь атаки террористов и не скрывает местоположения своей резиденции -- отель «Интерконтиненталь».
Здесь у Путина сегодня и завтра состоятся двусторонние встречи с премьер-министрами Японии и Канады, президентом Южной Кореи. А вчера Путина, но уже в своей резиденции, отеле «Шангри-Ла», принимал китайский председатель, товарищ Ху.
Но вот обещанной ранее встречи президента России с президентом США в Бангкоке не будет. О ее отмене в окружении Путина говорят как-то туманно, мол, о чем, собственно, им разговаривать, только что в Кемп-Дэвиде плотно все обсудили. Кое-кто из журналистов успел выдвинуть свою версию: все дело в том, что на недавнем саммите ОИК в Малайзии Путин невольно стал свидетелем антисемитской и антизападной риторики малайзийского премьера Махатхира. А поскольку между лидерами России и США сложились по-мужски откровенные отношения, Путин не мог бы при встрече не поделиться с Бушем оценками своей «премьеры» в обществе недоступного для американского президента мусульманского бомонда. Но оценки эти у Путина еще не сложились (об этом он сам на днях говорил в Куала-Лумпуре), и что тогда отвечать «другу Джорджу», если он спросит про Махатхира? Но российские представители категорически утверждают, что встречу Путина с Бушем отменили еще до поездки в Малайзию.
Что же до самого саммита лидеров 21-й экономики (так чаще всего называют форумы АТЭС), то Россия надеется найти здесь в первую очередь поддержку своего стремления вступить в ВТО. Во-вторых, использовать этот огромный рынок с населением в 2,5 млрд человек для продвижения своих товаров и услуг. В-третьих, не упустить возможности укрепить свое политическое влияние в огромном Азиатско-Тихоокеанском регионе, учитывая, что АТЭС все более и более политизируется. Бангкокский саммит, похоже, становится в этом отношении переломным, несмотря на сопротивление целой группы развивающихся стран, выразителем которой стал хозяин встречи -- Таиланд. Но сопротивляться таким лоббистам политизации, как США, трудно и даже накладно.
Президент Буш, совершающий в эти дни поездку по шести странам региона, обещает им финансовую помощь только в обмен на поддержку в борьбе с терроризмом. Вашингтон предлагает создать антитеррористический международный фонд и объявил о выделении на эти цели 5,4 млн долл. США также предлагают запретить производство, распространение и продажу переносных систем ПВО. Подобное соглашение, но в урезанном виде, было заключено между странами СНГ (за исключением Туркмении) в сентябре на саммите в Ялте.
Понятно, что антитеррористические усилия приведут к ужесточению пограничного и таможенного контроля. Это уже почувствовали те страны, для которых США являются главным торговым партнером, а таких в АТЭС большинство. Поэтому сегодня на закрытой дискуссии представители бизнеса потребуют от политических лидеров гарантий для свободы торговли и передвижения не только товаров, но и самих предпринимателей. В стремлении обеспечить разумный баланс между свободой и безопасностью Австралия предложила, а Таиланд поддержал создание электронной системы идентификации и досмотра пассажиров на авиатранспорте.
Таиланд также предложил создать зону свободной торговли в регионе АТЭС не к 2020-му, как было намечено, а к 2015 году. Однако поддержки большинства членов АТЭС Бангкок не нашел, возражала против этого и Россия. «Мы не готовы к этому хотя бы потому, что это потребует повышения наших внутренних цен на энергоносители», -- заметил газете «Время новостей» один из членов российской делегации.
Все это не мешает России убеждать партнеров по АТЭС шире вкладывать капиталы в российскую экономику. Об этом говорил вчера и президент Путин, выступая на Деловом форуме. Он рассказал о планах удвоения ВВП в России, о том, что Москва исправно и даже с опережением сроков выплачивает внешний долг и еще прощает долги развивающимся странам. Однако присутствующих не меньше заинтересовало, что, по мнению г-на Путина, следует сделать, чтобы Америка перестала быть единственной сверхдержавой, а еще как он оценивает выступление Махатхира на ОИК.
Ответы российского президента были в высшей степени политкорректными. Россия многоконфессиональная страна, в которой живут 20 млн мусульман, и они вправе быть представлены в мировой исламской умме. Упоминания же имени малайзийского премьера Махатхира, чье резкое выступление на саммите ОИК бурно обсуждается в кулуарах, президент постарался избежать. Точно так же Путину удалось ни разу не назвать США в пространном ответе на вопрос про сверхдержаву. Он говорил про «сложившуюся в мире многополярность в культурной и религиозной областях», которая позволит «создать систему сдержек и противовесов». Далее президент углубился в историю появления восточного и западного блоков. Рисуя «дисциплину, царившую» в обоих блоках, он употребил понятную только россиянам лексику советского ГУЛАГа: «шаг влево -- побег, прыжок на месте -- провокация». Буквальный перевод на английский язык озадачил слушателей. Сидевший рядом сингапурский журналист спросил у меня: «Что хотел сказать мистер Путин?» Объяснить ему это внятно мне не удалось.
Аркадий ДУБНОВ, Бангкок