Время новостей
     N°196, 20 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.10.2003
Потерянный рынок
Российские банки учатся синдицировать кредиты
Российские банкиры пытаются раздвинуть границы узкого финансового рынка. В поисках инструментов для размещения средств они начинают проявлять интерес к совместным кредитам. По данным банков на 1 октября, объем синдицированных кредитов российским компаниям впервые вышел на докризисный уровень --2,6 млрд долл., а в десятке крупнейших организаторов синдикаций появился московский Транскредитбанк. Впрочем, борьба за крупнейших заемщиков уже проиграна иностранным банкам, и будущие внутрироссийские синдикации предназначены клиентам второго эшелона.

Если вам нужно много денег, а у вас только бедные родственники, то можно взять в долг понемногу у всех. Если вокруг вас только бедные отечественные банки с маленькими капиталами, дающие деньги под высокий процент, то взять кредит по менее низкой ставке у пяти-шести из них практически невозможно -- до сих пор российские банкиры плохо умели выдавать синдицированные кредиты, и за них это делали росзагранбанки или иностранцы (см. таблицу).

Синдицированный кредит -- часто сложнейшая структурированная сделка, требующая от банков доверия друг к другу (утраченного после кризиса 1998 года) и высокой квалификации. Даже при этом организация пула инвесторов и кредита в несколько сотен миллионов долларов, залогом по которому может выступать выручка по экспортному контракту или по космическим запускам (так обеспечивает кредиты ГКНПЦ имени Хруничева), занимает до одного года.

Альтернатива зарубежным банкам, кредитующим крупнейших заемщиков, -- Сбербанк и Внешторгбанк, но они предпочитают двусторонние кредиты. «Крупным госбанкам неинтересно тратить время на совместную проработку кредитной сделки, -- говорит начальник кредитного управления Международного московского банка Андрей Клопотовский, -- поскольку они не ограничены в капитале и могут выдать привлекательному заемщику столько средств, сколько тому требуется».

Зампред правления Национального банка развития Олег Скробот объясняет неразвитость синдикаций тем, что «у отечественных предприятий до сих пор не было острой необходимости в больших кредитах». «Преимущественно предприятия пользовались таким инструментом, как облигации», -- добавляет он. По словам г-на Клопотовского, «у многих банков в течение длительного времени отсутствовали источники относительно дешевого долгосрочного фондирования, между тем синдицированные кредиты оформляются на шесть месяцев и более: бессмысленно затевать этот трудоемкий процесс на меньший срок, если заемщик не готов щедро компенсировать труд организатора кредита». Кроме того, он отмечает, что банку-организатору пока сложно найти партнера на российском рынке: «Банки находятся в разных ценовых категориях по стоимости фондирования -- некоторые из них могут позволить себе выдать кредит с маржой 2--3% над ставкой LIBOR, в то время как у других стоимость кредитных ресурсов может быть в 2 -- 3 раза выше».

Роман Пивков, начальник управления корпоративного финансирования банка «Зенит», считает, что синдицированный кредит, организованный по российскому праву, страдает рядом недостатков: «Существует множество вопросов, связанных с взаимоотношениями кредиторов, в основном касающимися равенства их прав в сделке». Поэтому синдикации чаще всего делаются в рамках английского права. Кроме этого, проблемой для российского банка является то, что он не может продать свою долю в синдицированном кредите сторонним инвесторам через производный инструмент. «Синдикации интересны тем, что вы можете, во-первых, распределять риски по нескольким банкам, а во-вторых -- продать в любой момент свою долю в сделке полностью или частично», -- поясняет Андрей Клопотовский.

На зарубежных рынках доли в синдицированных кредитах покупаются и продаются каждый день. Банк может управлять своим портфелем таких кредитов, например, подписавшись на участие в синдикации на сумму 50 млн долл., получив свою комиссию, а потом продав часть кредита. И если изначально кредитное соглашение с заемщиком могут подписать 5--10 банков, то затем их число часто увеличивается за счет продажи кредита на рынке. В России такие сделки очень редки и заключаются в основном «дочками» иностранных банков по кредитам крупнейшим компаниям вроде «Газпрома». Так, ММБ в этом году купил долю в кредите «Газпрому» у японского банка Mizuho.

Между тем, как показал III квартал этого года, ситуация начала меняться. В первую очередь со стороны заемщиков. По данным Банка Москвы, «в III квартале объем синдицированных кредитов, выданных российским заемщикам, вырос до рекордного уровня за весь период после кризиса 1998 года» и составил 2,61 млрд долл. По сравнению с предыдущим кварталом рынок увеличился на 75,4%; по сравнению с III кварталом 2002-го -- на 68,2%. «Все изменилось, -- соглашается г-н Скробот из НБР. -- Рынок облигаций фактически развалился, он неинтересен ни для отечественных предприятий, ни для банков. У предприятий в этой связи фактически не осталось других вариантов привлечения средств».

Кроме того, в десятке крупнейших организаторов синдикаций на российском рынке впервые появился банк с российским капиталом -- расчетный банк МПС Транскредитбанк (ТКБ). В августе он организовал для министерства синдицированный кредит на сумму 2,24 млрд руб. при участии Росбанка и банка «МЕНАТЕП СПб». Согласно официальной информации ТКБ «кредитная линия открыта с целью финансирования восьмилетней лизинговой программы по поставкам подвижного состава для МПС», но другие параметры сделки держатся в секрете, как предполагает представитель одного из крупных банков, «возможно, в силу их нерыночного характера». Впрочем, продолжает собеседник газеты «Время новостей», интерес российских банков к подобным сделкам может быть вполне устойчивым, а единственное, чего им пока не хватает, -- опыта работы в этом сегменте.

Показательно, что помимо этой сделки российские банки (без значительного участия иностранного капитала) в течение года организовали три синдикации -- и все они были оформлены в сентябре. Внешторгбанк вместе с Donau Bank стали организаторами годового синдицированного кредита на 60 млн долл. для «Аэрофлота». Конверсбанк выступил организатором кредита для «Базового элемента» на 10 млн долл. (правда, синдикат представляли Академхимбанк и литовский Snoras -- банки «Конверс Групп»), а Банк Москвы -- 16-миллионного кредита для крупного огранщика алмазов ПО «Кристалл» (Смоленск).

Тем не менее, говорит Андрей Клопотовский, «мы видим интерес российских банков к участию в синдикациях, у них уже появились полутора-двухлетние ресурсы и в валюте, и в рублях». Руководитель проектов по содействию реформе финансового сектора Института Восток--Запад Александр Куприянов полагает, что «попытка активизировать это направление может быть связана со стремлением повысить уровень рентабельности капитала: если банк интересует увеличение доли комиссионных доходов, то организация синдикаций -- один из путей для достижения этой цели». По его мнению, «еще одной предпосылкой для развития синдицированных кредитов может стать продолжающаяся консолидация банковского сектора и как следствие укрупнение существующих банков. К крупному банку больше доверия, его выгоднее привлекать к участию в синдикатах».

Между тем клиентами новых банков-организаторов будут как минимум не самые крупные компании. Заемщики уровня «Газпрома» традиционно кредитуются за рубежом (и далеко не только на условиях синдикации). Так, среди участников крупнейшего в этом году синдицированного кредита российской компании (в сентябре ЮКОС привлек 1 млрд долл. по ставке LIBOR+1,5% для трехлетнего транша и LIBOR+1,75--2% для пятилетнего) нет ни одного российского банка: Citibank, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC, ING и Societe Generale.

Логическую точку в этом процессе могут поставить либерализация валютного регулирования и присвоение России инвестиционного рейтинга. По мнению г-на Клопотовского, «с повышением кредитного рейтинга России и снижением стоимости привлечения средств для крупных российских компаний ранга «Газпрома» или ЮКОСа для многих банков будет экономически нецелесообразно участвовать в финансировании таких заемщиков. Эту нишу постепенно занимают иностранные банки, для которых сужение маржи не столь критично». Другие банки, видимо, будут ориентироваться уже на компании второго эшелона, и пока этот сегмент активнее осваивают именно банки с иностранным капиталом. «Мы постепенно открываем для себя заемщиков второго эшелона, в первую очередь сырьевые компании; это не будут кредиты на сотни миллионов долларов, но организовать синдикацию на несколько десятков миллионов вполне возможно», -- говорит представитель ММБ.

Лидеры рынка среди уполномоченных организаторов синдицированного финансирования в III квартале

Организатор Сумма, млн долл. Доля,%
Citibank 583,33 22,3
HSBC 373,33 14,3
Societe Generale 333,33 12,8
ABN AMRO 333,33 12,8
Commerzbank 112,92 4,3
Dresdner Kleinwort Wasserstein 97,92 3,7
Natexis Banques Populaires 97,92 3,7
Deutsche Bank 83,33 3,2
KBC Bank 83,33 3,2
Транскредитбанк 73,90 2,8
Итого 172,65 83,2
Всего 2 612,00 100,0


Источник: Банк Москвы, обзор "Рынок синдицированного кредитования"

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ