Время новостей
     N°57, 02 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2001
Один человек за миллион тонн
Так Россия платит за уголь в течение десятилетий
Вчерашний день был объявлен днем траура в Междуреченске (Кемеровская область). В городе прощались с четырьмя горняками, погибшими на шахте «Распадская» в пятницу. Причину взрыва метана в неработающей лаве 3-10-7 госкомиссия пока не установила. Известно, что в ночь с 29 на 30 марта бригада из 11 шахтеров демонтировала оборудование из горной выработки, где добыча была уже закончена и оборудование вывозили. Взрыва не выдержали перемычки, отделяющие лаву 3-10-7 от других частей шахты, что привело к гибели четырех горняков. Еще столько же получили ожоги дыхательных путей и баротравмы (повреждения легких, вызванные взрывной волной). В пятницу пострадавших перевезли в центр охраны здоровья в Ленинске-Кузнецком. Медики оценивают их положение как серьезное.

По поводу аварии на «Распадской» к президенту России обратился председатель федерации профсоюзов Кузбасса Владимир Скотников. По мнению профлидера, судьбой угольной отрасли все последнее время «правительство занималось недостаточно», а «приватизация породила в угледобыче множество акционерных обществ, отдав ее на откуп собственникам, конечной целью которых стало приобретение прибыли любой ценой, а такой ценой все чаще становится человеческая жизнь».

Действительно, уровень травматизма в угледобыче Кемеровской области весьма высок. В прошлом году, например, на 1 млн тонн добытого угля пришлось 27 пострадавших. Справедливости ради следует признать, что смертельных случаев в последнее время стало несколько меньше. Начиная с 80-х годов, на 1 млн тонн добытого угля приходился один смертельный случай. В прошлом году, правда, дела обстояли чуть лучше: погибли 78 человек на 115 млн тонн добытого угля. При этом смертельные случаи чаще всего происходят на стабильных предприятиях, к каким относится и «Распадская». Последний раз крупная авария на этой самой крупной шахте России (6,4 млн тонн годовой добычи) произошла в сентябре 1996 г., тогда от взрыва метана получили травмы 15 человек, но никто не погиб. В 1982 г. при тех же обстоятельствах здесь погибли 20 человек.

Форма собственности на уровень травматизма серьезного влияния не оказывает. «Распадская», к примеру, -- закрытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит трудовому коллективу из 4700 человек. А соседняя компания «Кузнецкуголь» по-прежнему в федеральной собственности, но травматизма там не меньше.

Там, где добыча ведется стабильно, шахтеры гибнут и травмируются чаще. На рентабельных шахтах типа "Распадской" высокие темпы производства, при проходке быстро меняется горно-геологическая обстановка, а за ней не успевают подготовительные и защитные работы. Впрочем, время от времени случаются аварии и на старых, отсталых и нерентабельных предприятиях. Нерентабельные шахты не модернизировались десятилетиями, и у них нет средств на поддержание должного уровня безопасности.

Опыт других угольных держав, например США, показывает, что только после коренного обновления технологии можно рассчитывать на улучшение условий труда и повышение безопасности. В Кузбассе на должном уровне построена пока только одна шахта.

Егор НИКОЛАЕВ, Кемерово