|
|
N°196, 20 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Художнику нужно к кому-то прислониться»
Кирилл РАЗЛОГОВ, директор Института культурологии:
-- Артист -- человек несамостоятельный. Ему свойственно прислоняться к тем, кто в данный момент обладает некоей силой. Артисты всегда были при царе, при помещиках, при богатых людях, при компартии СССР. Они никогда не были независимыми, кроме отдельных случаев, связанных с шоу-бизнесом. Всегда экономически и политически зависели от других. При таком раскладе от тебя, артиста, зависит только одно: к кому ты в данный момент прислонишься. В коммунистическом государстве вопросов не было: либо ты прислонялся к компартии, либо становился диссидентом, но не свободным, а «прислоненным» к Западу. Сейчас, в момент некоего плюрализма в обществе, ты можешь прислониться либо к олигарху, либо к одной из партий, если ты веришь в ее силу и долговечность. Поскольку силы и долговечности ни в чем сейчас не видно, то очень часто прислоняются по принципу «кто больше платит, кто перспективнее». Самый перспективный человек, к которому можно прислониться в современных условиях, -- это президент. По крайней мере года на четыре. Поэтому все артисты готовы прислониться к президенту, если он выскажет пожелание. Если же он не высказывает оного, далее идет по нисходящей -- ЮКОС, «Союз правых сил» и так далее. Никакого отношения к реальным политическим убеждениям каких бы то ни было артистов это может не иметь. Это имеет отношение к социальной роли, положению артиста в современном мире. Это не касается только звезд шоу-бизнеса, которые прислонились к своему продюсеру, но, обладая достаточной силой, как Лариса Долина, могут выступать за пять партий параллельно и доить энное количество маток. Если ты «Алла Пугачева и в зените славы», то к тебе прислоняются, а не ты прислоняешься, потому что ты сильнее партии, сильнее олигархов. Но это удел единиц. 99 процентов художественных профессий, особенно связанных с кино, телевидением, несамостоятельны.
Когда ты к кому-нибудь прислонился, ты можешь рассчитывать на то, что в будущем это будет иметь какой-то ощутимый результат -- трудоустройство, участие в мероприятиях. Кроме того, это невредно и для популярности. Правда, в данном случае неизвестно, кому это полезнее -- партии или артисту.
Сейчас, поскольку никто особо не задает себе вопрос, к какой партии примкнет, то партийность не вредит и не помогает имиджу. В свое время партийность была важным знаком лояльности или нелояльности к компартии. Среди творческой интеллигенции существовала такая установка, что лучше в партию не вступать.
Сейчас ситуация другая, но есть простой расчет -- идти к тому, кто больше платит. И чем больше партий ты задействовал своими выступлениями, тем больше получил. Это достаточно примитивный расчет, который большинство людей считает основным. На самом деле в основе лежит гораздо более существенная особенность социального положения художника.
Подготовили Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Наталья РОЖКОВА, Дарья ГУСЕВА