|
|
N°57, 02 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюро пропусков
ФКЦБ будет регулировать экспансию российских ценных бумаг на иностранные фондовые рынки
На прошлой неделе Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг регламентировала разрешительный порядок допуска российских эмитентов к размещению своих ценных бумаг на зарубежных биржах. Постановление комиссии на этот счет сейчас проходит согласование в Минюсте и пока не стало достоянием широкой общественности. Тем не менее член коллегии ФКЦБ Дмитрий ГЛАЗУНОВ согласился рассказать обозревателю газеты «Время новостей» Владимиру ФЕДОРИНУ о том, что ждет крупнейшие российские компании после вступления документа в силу.
-- Для чего комиссии понадобилось вводить новые правила допуска российских компаний на зарубежные фондовые рынки?
-- Сейчас действует постановление ФКЦБ «О порядке допуска акций российских эмитентов к обращению за рубежом». Оно было принято еще в 1998 году и, на наш взгляд, не отвечает современным реалиям. Дело в том, что в начале 2000 года комиссия изменила свое отношение к программам выпуска ADR и GDR (американских и глобальных депозитарных расписок. -- Ред.). Мы исходим из статьи 16 закона «О рынке ценных бумаг», в соответствии с которой обращение акций российских эмитентов за рубежом допускается с разрешения Федеральной комиссии. Новое постановление как раз и определяет механизм допуска акций к участию в программах выпуска депозитарных расписок.
-- Имеется ли у ФКЦБ договоренность с Американской комиссией по рынку ценных бумаг (SEC) о том, чтобы без вашего разрешения российские эмитенты не допускались к размещению своих ADR?
-- Мы провели несколько раундов предварительных консультаций с SEC, и наша новая позиция всякий раз находила у американцев понимание. Мы договорились о том, что разрешение ФКЦБ на программу, полученную от российского заявителя, войдет в пакет документов, представляемых в SEC.
-- Без вашей визы американцы не будут принимать документы?
-- Для них главное, чтобы наши эмитенты выполняли требования российского законодательства.
-- Иными словами, после того как постановление вступит в силу, первый же российский эмитент, который обратится в SEC с программой выпуска ADR, будет обязан предъявить американцам разрешение ФКЦБ?
-- Хочу подчеркнуть, что еще в прошлом году такие разрешения получили МТС, «Вымпелком» и АО «Манежная площадь». То есть и до принятия постановления такая практика была, договоренность с SEC выполнялась.
-- Какие санкции предусмотрены к нарушителям постановления?
-- Главная санкция -- это недопуск на иностранный рынок. Но вообще этим должны заниматься регулирующие органы по месту размещения или основных операций с расписками. Если кто-то попробует пойти в обход ФКЦБ, мы будем обращаться с официальной информацией и запросами в SEC, на Нью-Йоркскую фондовую биржу и будем раскрывать эту информацию в России. Кроме того, мы будем жестко контролировать выполнение наших требований, информируя инвесторов о том, соблюдены они или нет.
-- По новым правилам ФКЦБ может не разрешить эмитенту разместить свои депозитарные расписки, если по депозитному соглашению голосование по акциям, обращающимся в форме ADR или GDR, может проходить без прямых указаний владельцев депозитарных бумаг. Вы хотите покончить с практикой, когда этими акциями голосуют менеджеры?
-- В последние годы действительно сложилась порочная практика использования голосов по акциям, которые заложены в программу ADR, -- определенной их частью голосовал менеджмент. Это явное нарушение духа нашего законодательства, не говоря уже о том, что ни в одной из стран с развитым корпоративным правом менеджеры не могут голосовать наравне с акционерами. Постановление предусматривает новую формулу голосования этими акциями. Банк-депозитарий сможет голосовать ими исключительно по указаниям, полученным от владельцев депозитарных расписок.
При этом из голосования будет исключен тот пакет, по которому банк не получил указания. Большой или маленький, но такой пакет всегда имеется, поскольку всегда есть держатели ADR, которые не дают указаний вообще. На этот случай большинство действующих программ предусматривало право банка-депозитария выдавать доверенность на голосование менеджменту эмитента. Именно этот вариант мы и хотим исключить.
-- А как быть со старыми программами, которые разрешают голосовать менеджерам?
-- В настоящий момент мы не собираемся побуждать компании перезаключать старые соглашения. Со временем сами эмитенты и банки-депозитарии поймут, что соответствующие пункты соглашений необходимо изменить. Тем более что в Кодексе корпоративного управления мы подробно остановимся на этом вопросе.
-- Вы оставляете за собой право отказать в выдаче разрешения также в том случае, если эмитент собирается выпустить ADR на более чем 75% своих акций...
-- Это необходимо для того, чтобы избежать абсолютного перетока ценных бумаг на зарубежные рынки. Поскольку подобное квотирование вводится впервые, мы установили планку, которая не помешает никому из наших эмитентов, поскольку ни в одной из программ не идет речи о пакетах больше 25--30%. По мере развития российского фондового рынка мы можем снизить норму, скажем, с 75% до 50%. Но это -- в перспективе. А пока мы исходим из той идеологии, что акции отечественных эмитентов должны в основном торговаться в России -- это будет способствовать развитию инфраструктуры нашего рынка.
Беседовал Владимир ФЕДОРИН