|
|
N°57, 02 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Boeing выбрал «золотую середину»
Американцы не будут делать сверхбольшой самолет
Корпорация Boeing вышла из гонки за создание самого вместительного пассажирского самолета. Американцы оставляют этот сектор рынка конкурентам из европейского концерна Airbus, которые работают над проектом А-380. А Boeing сконцентрирует усилия на разработке не очень большого, но очень быстрого трансатлантического лайнера. Об этом на прошлой неделе объявил в Сиэтле президент подразделения коммерческих аэропланов Boeing Алан Мьюлалли.
Он продемонстрировал эскиз будущего судна, у которого пока нет рабочего названия. Этот аппарат необычной для пассажирского самолета формы будет летать почти со скоростью звука (примерно 95% от нее, или 1100 км/час) и нести в своем брюхе от 100 до 300 пассажиров.
Airbus планирует завоевать дальние маршруты своей последней разработкой А-380. Эта машина будет летать немного медленнее (85% от скорости звука), зато вместит небывалое количество пассажиров. Первая версия А-380, появление которой в коммерческой эксплуатации ожидается к 2006 году, рассчитана на 555 путешественников. В перспективе вместимость будет доведена до 800 человек. Для сравнения, самый большой на сегодня лайнер -- Boeing-747 -- вмещает максимум 400 человек.
Аналитики Airbus рассчитывают, что до 2020 года авиакомпании мира приобретут 1200 сверхбольших лайнеров, и половина покупок придется на А-380. Boeing скромнее оценивал рынок сверхбольших самолетов -- в 400--500 штук. Но американская корпорация работала над собственным проектом такого судна под рабочим названием B-747X. Теперь руководителю программы B-747X Уолту Джиллетту поручено возглавить разработку скоростного пассажирского лайнера.
Очевидно, в первые десятилетия XXI века европейцы будут летать над Атлантикой на самых больших и экономичных (А-380), также самых скоростных и экономически неэффективных (Concorde) самолетах. Англо-французский Concorde, развивающий на высоте до 2,2 скоростей звука, прикован к земле после того, как одна из таких машин разбилась в июне 2000 года. Тем не менее есть планы снова вывести Concorde на линию в этом году.
После сообщения об уходе американского конкурента с перспективного рынка сверхбольших самолетов акции европейских корпораций EADS и BAE Systems -- совладельцев концерна Airbus -- подросли на 3,9% и 1,2% соответственно.
Михаил КУКУШКИН