|
|
N°57, 02 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский вместо серба
На венецианской биеннале-2001 наших художников будет много, как никогда
Очередная, 49-я по счету, художественная выставка, проходящая в рамках Венецианской биеннале, откроется в начале июня. Это самая престижная в мире выставка современного искусства. На прошлой неделе в Риме прошла первая пресс-конференция, посвященная будущей выставке. Там, в частности, была откомментирована ее тема -- «Плато человечества», а также предъявлен список художников, отобранных директором выставки, швейцарцем Харальдом Земаном. (Традиционно биеннале состоит из двух частей -- большой тематической экспозиции, которую курирует сам директор выставки, и экспозиций в национальных павильонах.) В списке есть и русские, правда эмигранты: «американцы» Илья и Эмилия Кабаковы, «немец» Вадим Захаров и еще один «американец» Александр Ройтбурд (в пресс-релизе он, правда, значится как украинец, поскольку родился в Одессе, но до своего отъезда в Америку работал не только на Украине, но и в Москве).
На прошлой неделе стали известны имена художников, которые будут представлять Россию в нашем национальном павильоне. Как и все последние годы, их отбирал Государственный центр современного искусства, отвечающий за проведение выставок в павильоне России на биеннале. Художников трое: опять же «американец» Леонид Соков и москвичи Сергей Шутов и Ольга Чернышева. Комиссаром российского павильона стал художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов, а кураторами -- он же и арт-критик Екатерина Деготь. Выставка в российском павильоне будет называться Diversity. Оно и понятно, поскольку иначе как под лозунгом разнообразия трех выбранных художников (соц-артиста Сокова, работающего с новыми технологиями Шутова и фотохудожника Чернышеву) объединить нельзя. Но самым неожиданным, даже скандальным, стало участие на биеннале еще одного русского художника -- Олега Кулика, который будет выставлен в павильоне Югославии. О том, как это произошло, и о русском участии на биеннале-2001 в целом корреспонденту газеты «Время новостей» Николаю МОЛОКУ рассказал Виктор МИЗИАНО, ведущий эксперт в области современного искусства, главный редактор «Художественного журнала» и член творческой группы, готовящей выставку в югославском павильоне.
-- Как вы с Олегом Куликом попали в павильон Югославии?
-- Нас пригласил комиссар югославского павильона Петр Чукович. По существующему в Югославии положению о Венецианском павильоне комиссар, представляющий Сербию, должен чередоваться с комиссаром-черногорцем. В этом году комиссар -- черногорец Чукович. Он принял решение выставить двух художников: черногорца и вместо ожидаемого серба -- русского.
-- Это беспрецедентно?
-- Ситуация, конечно, экстраординарная -- в национальном павильоне показывается проект иностранного художника. Однако главные кураторы биеннале -- или, как здесь говорят, директора -- неоднократно призывали кураторов павильонов отказаться от национальных «гетто» -- и Акилле Бонито Олива в 1993 году, и Земан -- в 1999-м. На последней биеннале одним из кураторов Французского павильона был китаец Хуан Ру, выставивший там своего соотечественника Хуанг Йонг Пина. Впрочем, оба они живут в Париже и имеют французское гражданство. Много раз в национальных павильонах выставлялись художники, эмигрировавшие в другие страны. В немецком павильоне -- «американец» Ханс Хааке, в русском (в прошлом году) -- «американцы» Комар и Меламид.
-- Почему черногорцы пригласили именно вас с Куликом?
-- Черногорцы питают особое чувство к России как к великой славянской стране и хотели пригласить ее представителя. А из русских художников они хорошо знают и любят Кулика, который там неоднократно выставлялся, кстати, куратором одной из выставок был как раз Чукович. Видимо, барочное воображение Кулика близко их южнославянскому темпераменту. Я тоже много «наследил» на Балканах, делал там выставки, выступал на конференциях. Плюс, конечно, для черногорцев это было политическое решение. Этим они хотят дать понять, что у Черногории независимая от объединенной Югославии историческая и политическая судьба.
-- Кулик -- самый известный на Западе русский художник. При этом на биеннале он никогда не представлял Россию в нашем павильоне.
-- Нет. Но в Венеции он не впервые: в 1997 году, курируя одну из биеннальских выставок, я показал его эффектный проект «Вглубь России». Что касается павильона, то было бы слишком прямолинейным сводить его функцию к показу «самого известного художника». Проект в национальном павильоне -- производное от целой системы решений: кураторских, творческих и, разумеется, политических.
-- А как вы относитесь к выбору для русского павильона на нынешней биеннале?
-- А разве он известен? Это же непроверенная информация! Ведь не было ни пресс-конференции, ни пресс-релиза. Отказ от информирования общественности -- это последовательная политика ГЦСИ. Сам с этим столкнулся в 1995 году, когда был куратором Венецианского павильона.
-- Опять скандал? Уже сколько лет скандалы сопутствуют организации каждого нашего павильона на Венецианской биеннале.
-- На этот раз скандальным является и то, что назначение нашего комиссара произошло так поздно -- за три месяца до открытия! К этому моменту почти все национальные павильоны уже имели не только комиссаров, но и готовые проекты. Проект столь престижного мероприятия должен готовиться ответственно и не впопыхах. На встрече комиссаров в Венеции осенью 2000 года кресло нашего представителя просто пустовало. Это действительно скандал!
-- А кто несет за это ответственность?
-- Вот это и надо было бы спросить на пресс-конференции. Похоже, до сих пор ясного положения по проведению экспозиции в венецианском павильоне не существует. Как не существует и ясного статуса ГЦСИ. В Минкульте всегда указывают на ГЦСИ как на структуру, проводящую государственную политику в области современного искусства, а руководство этой организации утверждает, что они лишь учрежденная государством независимая творческая организация. И действительно: все, что делается этой организацией, мало похоже на государственную политику. Так и теперь -- ГЦСИ утверждает, что именно министерство слишком поздно уполномочило их готовить венецианский проект, но если они государственная структура, то почему вовремя не добились от головной организации соответствующего решения? А если лишь творческая организация, то почему уже десять лет организуют выставки в Венеции и называются Государственным центром? Возможно, не желая отвечать на эти вопросы, ГСЦИ и не проводит пресс-конференции.
-- И все-таки, если и в самом деле в павильоне будут Соков, Шутов и Чернышева, а кураторами -- Бажанов и Деготь?
-- Я понимаю, почему вы настаиваете на этом вопросе. Действительно, три эти художника каждый в своем поколении никогда не были фигурами, определяющими художественный процесс. А из двух кураторов павильона в строгом смысле слова никто не является профессиональным куратором, т.е. все эти годы не занимался выставочными проектами. Куратор в наше время это, как никак, самостоятельная профессия. Впрочем, выставка в национальном павильоне -- это не только парад звезд, но и презентация интересных проектов. Ансамбль национальных павильонов на биеннале -- это пространство обмена идеями и творческими посланиями. Если авторам павильона удастся своим общим проектом вписаться в этот интернациональный диалог, то это большая удача. А если нет, то теперь мы знаем, с кого спросить. Комиссаром является руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов, именно он, следовательно, и сформировал творческую группу и отвечает за результат. А это большой прогресс. Ведь и ранее все решения, в сущности, принимались именно им, но он прятался за подставную фигуру, назначая комиссара, или же устраивал нелепые конкурсы проектов...
-- У прошлой художественной биеннале, которую тоже делал Земан, было четыре отличия: гигантская территория, в двое увеличившая выставочные площади, обилие молодых художников, азиатских художников (в основном китайцев и корейцев) и видео-арта. В этом году Земан предложил расширить не только географические и тематические рамки, но и дисциплинарные: на арт-биеннале будет не только искусство, но и поэзия, музыка, театр, танец и даже кино.
-- Земан -- это не куратор-интеллектуал, обустраивающий свою концепцию конкретными произведениями. Он скорее человек исключительной интуиции и интеллектуальной мобильности. На прошлой биеннале он декларировал абсолютную открытость, она и называлась «Открыто для всех». Сделанная им выставка представляла собой несистематизированную россыпь работ. Но среди этой россыпи было беспрецедентное количество ярких произведений.
-- А нынешняя тема -- «Плато человечества»?
-- Земан ухватил дух времени: ностальгию по гуманистическим традициям. Устав от релятивизма, от увлечения идеями виртуальной реальности, новой антропологией, современная культура испытывает потребность в непосредственном человеческом начале. Что касается расширения территории искусства, то подобные идеи сейчас носятся в воздухе. Следом за венецианской, открывается первая биеннале в Валенсии. Она вся посвящена именно диалогу между разными видами искусств. Там будут, например, инсталляции Кустурицы и Гринуэя, а я готовлю там совместный выставочный проект с американским театральным режиссером Бобом Уилсоном. Размывание границ между дисциплинами давно стало очевидным.
Беседовал Николай МОЛОК