|
|
N°196, 20 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Землетрясение нон-стоп
Подземные толчки в Горном Алтае продолжаются
С 27 сентября, когда на Алтае были зарегистрированы первые подземные толчки силой 8 баллов по шкале Рихтера, прошло уже три недели, но землетрясение продолжается до сих пор. Корреспонденту газеты «Время новостей» удалось побывать в поселках Акташ и Кош-Агач -- самых крупных населенных пунктах в районе, ставшем местом перманентного землетрясения.
В отличие от поселка Бельтир, который находится в 150 км юго-западнее, Акташ не стал эпицентром первого толчка 27 сентября. Там значительно меньше повреждений, так что власти и МЧС уделяют ему значительно меньше внимания, чем Бельтиру. При этом внешне пострадавшие от стихии поселки выглядят благополучно: дома вроде на месте, инфраструктура не нарушена. Однако на самом деле все сложнее. Значительная часть населения Акташа и Кош-Агача живет в двух- и трехэтажных панельных и кирпичных домах. От первых сентябрьских толчков на вторых и третьих этажах осыпалась штукатурка, разбились стекла, а главное -- появились трещины между стенами и потолками. И хотя последующие толчки были слабее, достигая «всего» 6 баллов по Рихтеру, теперь жители боятся, что дома от колебаний начнут рушиться.
Поэтому возвращаться в свои жилища акташцы и кошагачцы боятся, ночуют в банях и гаражах. Корреспондент газеты «Время новостей» своими глазами видел превращенную в общежитие сауну -- бассейн осушили, и теперь в нем ночуют люди. А розданные МЧС палатки оказались бесполезными -- ночью в них слишком холодно, маленькая печурка не может согреть два десятка человек, на которых палатка рассчитана.
Точно так же боятся вернуться алтайцы и в школы и больницы -- ударить стихия может в любой момент. Занятий в школах пока нет, в Акташе стационарные больницы перевезены в бывший детский дом. Как рассказала врач Улаганской райбольницы Ольга Беляева, детдом, в свою очередь, эвакуирован в Горно-Алтайск. Но больше всего пугает жителей Горного Алтая неопределенность. Достаточно сильные подземные толчки продолжаются до сих пор, причем эпицентр их «блуждает» в районе 200--300 км. По прогнозам же сейсмологов, стихия будет волноваться еще около месяца. И весь этот месяц алтайцы в свои дома не вернутся. Зима тем временем приближается, ночью в горах температура падает уже до минус 15. А так как землетрясение разрушило в поселках все печи, даже одноэтажные избы для жизни малопригодны.
Горно-Алтайский военкомат пытается решить эту проблему по-своему. Печник Михаил из Горно-Алтайска говорит, что вскоре после первого удара землетрясения получил повестку в военкомат. Там Михаилу, состоящему на учете в качестве каменщика, предложили поехать восстанавливать печи поселка Бельтир. Отказываться, конечно, «было как-то неудобно», да и обещали когда-нибудь потом заплатить. О сумме, правда, никаких договоренностей не было, но вообще-то в столице республики за одну печь берут 1000--1500 рублей. За две недели, на которые мобилизовали Михаила, он построил около десятка печей. Жил у местных жителей, питался за счет «довольствия» местной погранзаставы, но денег так и не заплатили. Выбираться из Бельтира Михаилу пришлось автостопом. Всего на восстановлении печей в поселке работали две бригады по три человека.
В крупных поселках Акташ и Кош-Агач -- другая проблема. Здесь печникам платить готовы, к тому же глава республики Михаил Лапшин пообещал жителям поселка субсидии на постройку печей. Но в поселках нет своих печников. Зато их наводнили шабашники из Алтайского края и Кемеровской области. Только качество их работы оставляет желать лучшего.
По последним данным комиссии по ликвидации последствий землетрясения при правительстве республики, всего в селах Кош-Агачского, Шебалинского, Онгудайского и Улаганского районов оказалось повреждено 875 жилых домов. По данным на конец прошлой недели, эксперты Госстроя обследовали уже 748 из них, и непригодным для жилья признан только 271. Остальные дома требуют ремонта. В 231 будет достаточно положить новые печки, вставить окна и починить крышу. И местные власти обещают справиться с этим уже к концу ноября. Куда сложнее обстоят дела с 246 домами, требующими капремонта. Перекладывать в них стены, пол и крышу строители рекомендуют только после зимы. По данным МЧС, всего в республике без крова оказались около 2 тыс. человек, многие из которых устроились у родственников. Но большинство людей по-прежнему ночуют в армейских палатках с печками-буржуйками, расположившись рядом со своими домами из-за опасения появления мародеров. В пятницу глава республиканской комиссии по ликвидации последствий землетрясения Александр Кулагин побывал в пострадавших районах и на встречах с жителями обещал, что деньги для выплат компенсаций будут поступать уже с начала ноября. По предварительным оценкам специалистов Госстроя, общая сумма ущерба Горному Алтаю от землетрясения составит около 311 млн рублей.
Пока же чиновники на Алтае не знают, что делать с поступившей гуманитарной помощью. Так, администрация Кемеровской области отправила в республику десятки тонн угля и кирпича и 200 тыс. рублей, но в Горном Алтае нет системы распределения этих благ -- многие местные жители выехали из сейсмоопасной зоны, и данных, кто остался, у районных властей нет. Частично парализована работа и самих местных администраций -- в некоторых поселках здания администраций повреждены и председателям сельсоветов приходится работать в других помещениях. По свидетельству очевидцев, некоторые семьи получили по 3--4 тыс. «тулеевских» рублей, хотя предполагалось ограничить помощь пятьюстами. Другие семьи не получили ничего. А кузбасский уголь и кирпичи оказались в свободной продаже на местных рынках. Не дошли, во всяком случае пока, до семей пострадавших и выделенные МЧС 5 тыс. армейских одеял.
Дмитрий ВИНОГРАДОВ, Алтай--Новосибирск, Александр РАСКИН