|
|
N°195, 17 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политика велосипеда
"Яблоко" придумало новый способ борьбы с бедностью
Проблема бедности -- одна из самых актуальных для российской действительности (потому и гвоздевая для избирательных кампаний) -- стала вчера темой обсуждения политиков и политологов на заседании клуба «Открытый форум». Экономисты-политики Григорий Явлинский и Сергей Глазьев представили на суд экспертов свои концепции ликвидации нищеты.
Лидер партии «Яблоко» в целях борьбы с бедностью предложил велосипед. Видимо намекая на то, что в решении этой проблемы изобретать данное средство передвижения не имеет смысла. По его мнению, во всем мире социальная политика государства обеспечивается чередованием правых и левых правительств, которые соответственно создают и делят «пирог» экономики. В России же такого чередования нет. «Нам нужна политика велосипеда, у которого две педали -- «правая» и «левая», которые нужно жать поочередно, иначе велосипед упадет», -- сказал политик. И пояснил, что это за педали: «Путь к решению проблемы бедности -- создание рабочих мест. Развитие малого и среднего бизнеса, появление института семейного бизнеса, установление налога для него на уровне 13 % -- плоской шкалы -- позволит создать 30--40 млн рабочих мест. Необходима также борьба с коррупцией. Понятно, что сокращение коррупции до нуля невозможно. Но сейчас заниматься коррупцией в России престижно и достойно. Давайте сделаем хотя бы так, чтобы это было опасно и трудно!»
Для того чтобы снизить социальную напряженность, по мнению г-на Явлинского, необходимо 270 млрд руб. Эта сумма позволит ввести социальное пособие для тех, кто находится за гранью физиологической нищеты, путем создания «единого социального пособия» для нуждающихся.
Сергей Глазьев, возглавляющий блок «Родина», заговорил о низких зарплатах и несправедливой системе распределения национального дохода: «У нас две трети населения считают себя несправедливо обиженными, думают, что могли бы зарабатывать больше. Оплата труда в России занижена в четыре раза, и виновата в этом структура формирования доходов. Главным источником доходов служит топливно-энергетический сектор, для которого характерна низкая трудоемкость. В то же время налоговое бремя на сырьевые отрасли меньше, чем на машиностроительные. Изъятие природной ренты в доход бюджета позволило бы полученные средства пустить на социальные нужды». Глазьев подчеркнул, что рента позволит получить 500 млрд рублей дополнительного дохода.
Фракция «Яблоко», к слову, тоже производила перерасчет бюджета и, обнаружив 215,6 млрд руб. дополнительных доходов, как и Глазьев, предлагала пустить их на социалку. Однако в магическое понятие «природная рента» Григорий Явлинский не верит. «Я призываю вас вспомнить, что рента -- это просто абстракция, -- обратился он к участникам «круглого стола». -- Это Маркс использовал для того, чтобы объяснить некоторые абстрактные вещи. А в экономике -- это налоги». По его мнению, повышение налогов для сырьевых отраслей, выравнивание рентабельности в разных секторах экономики -- вопрос экономический, а не политический. Нефтяники уже сейчас платят налоги в среднем около 50%, если повышать налоги ,то надо просчитывать экономические последствия. По расчетам «яблочников», максимум, что можно «выжать» из этой отрасли, 3 млрд долл. при нынешних ценах на нефть и 80-процентной налоговой нагрузке, но захотят ли компании работать в таких условиях и инвестировать, вопрос открытый.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА