|
|
N°195, 17 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Евреи и европейцы управляют миром"
Владимир Путин узнал об этом на саммите ОИК
То, о чем так долго мечтали в Москве сначала в советские времена, а затем и в постсоветские, наконец состоялось. Страна, где проживает около 20 млн мусульман, вступила в прямой контакт с мировой исламской общиной, насчитывающей 1 млрд 300 млн человек. Исторический прорыв, инициированный президентом России Владимиром Путиным, пожелавшим присоединить свою страну к Организации Исламская конференция (ОИК) в качестве наблюдателя, произошел вчера на ее десятом саммите.
Мероприятие было впечатляющим, и говорить о нем будут, по-видимому, еще долго. Однако главным ньюсмейкером оказался не Путин, а хозяин саммита -- премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, произнесший вчера на открытии саммита зажигательную речь. То, что при этом в зале присутствовал российский президент, несомненно, усилит международный резонанс от происшедшего.
Но сначала одна цитата: «Европейцы в прошлом веке уничтожили 6 из 12 млн евреев, и все равно евреи управляют миром!». Это сказал г-н Махатхир. Его речь в конгресс-центре Путраджайи, административной столицы Малайзии, заняла гораздо больше времени, нежели было отведено протоколом. Однако, хозяин -- барин, да и говорил он красиво, образно, ни разу не сверяясь с написанным текстом.
Выступление малайзийского лидера выглядело одновременно и неким политическим завещанием (Махатхир 31 октября уходит в отставку с поста премьера), и программой его действий на ближайшие три года в качестве лидера ОИК. Вчера его избрали на этот пост. Начав с приветствия в адрес тех стран, которые хотят примкнуть к ОИК в качестве наблюдателя (на саммите, кроме России, таких не было), Махатхир перешел к главной теме конференции: «Знания и мораль для прогресса уммы (мусульманской общины)». И сразу взял, что называется, быка за рога, усомнившись в том, что мусульмане мира, «с надеждой взирающие на саммит», верят в попытку ОИК «вернуть исламу его былое достоинство и величие». Причем с первых слов Махатхира сложилось даже впечатление, что он и сам не очень-то верит в эту попытку. Вот его слова, судите сами: «Исламские страны должны сомкнуть свои ряды хотя бы для решения одной проблемы, палестинской».
Забегая вперед, заметим, что подобный пессимизм стал откровением для присутствовавшего на саммите в составе российской делегации избранного президента Чечни Ахмата Кадырова. «Меня удивило, что в умме такие большие проблемы с объединением мусульман», -- заметил он позже в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей». Но бывшему чеченскому муфтию можно простить его неискушенность в этих идеологических вопросах, он много времени провел с оружием в руках. Об этом, кстати, по словам г-на Кадырова, напомнил вчера и сам Владимир Путин, представляя его генеральному секретарю ОИК, марокканцу Абдель Вахиду Бельказизу: «Президент Чечни воевал раньше на той стороне, против россиян». Эта деталь, видимо, должна служить лишним аргументом Москвы в пользу того, что она серьезно продвинулась в решении чеченской проблемы политическим, а не военным путем. Похоже, что г-ну Путину это отчасти удалось -- никто на саммите ОИК, во всяком случае публично, уже не «теребил» Россию «по Чечне»...
Но вернемся к теме «знания и морали» для мусульман. Г-н Махатхир не побоялся возложить ответственность за их упадок на самих мусульман, но в историческом контексте. «Этому способствовали исламские ученые, неверно толковавшие учение Пророка, они призывали к развитию исламской науки, отрицая значение науки светской, -- указал Махатхир. -- Поэтому техническая революция прошла мимо мусульманства, в то время как благодаря ей Запад мощно развивался». Оратор даже не пытался сдерживать эмоций: «Неужели Аллах действительно хотел, чтобы мы сидели, ничего не делая, в ожидании загробной жизни?! И вот мы, обладая самыми богатыми в мире людскими и природными ресурсами, оказались беспомощны, и это следствие поверхностного изучения Корана!..»
Но, как тонко заметил в кулуарах один из членов российской делегации, г-н Махатхир не так самонадеян, чтобы позволить себе обречь присутствующих лидеров мирового мусульманства на самобичевание, «он знает, в какой аудитории выступает, чтобы рассчитывать на ее понимание, здесь привыкли иметь дело с врагами ислама». Прав этот наблюдатель или нет, судить трудно, но о том, что тема «врагов ислама» оказалась самой «яркой» и даже скандальной темой выступления Махатхира, спорить не приходится. Про «врагов» было сказано в его речи раз шесть, не меньше, автор этих строк не поленился посчитать. «Наши враги следят за нами и пытаются свергнуть наши правительства... враги используют нашу отсталость и слабость... мы используем оружие для своей защиты и покупаем его у наших врагов (особенно занятно, наверное, было слушать это Владимиру Путину, заключившему два месяца назад с Махатхиром сделку на 1 млрд долл. по продаже партии боевых Су-30. -- Ред.)... мы должны дать отпор врагам уммы, подвергающим нас презрению и притеснению...»
С темой «врагов» оратор искусно соединил и тему бессмысленности самопожертвования в борьбе с ними особенно нетерпеливых и горячих мусульман. «Аллах дал нам силы, но часто мы их тратим неразумно. 50 лет мы боремся за Палестину, сколько молодых людей шли там на крайние меры, и чего мы достигли?» -- искренне сокрушался Махатхир. «Надо остановиться и подумать, мы знаем, что убийства не всегда приводят к хорошим результатам», -- сказал он. И вот тут в его устах и прозвучала, видимо в качестве иллюстрации последнего тезиса, фраза про «6 из 12 млн убитых евреев» и про то, к чему это привело...
Известно, что «еврейскому вопросу» малайзийский лидер придает особое значение -- согласно введенным им законам, гражданам Израиля категорически запрещен въезд в Малайзию. Однако поразительно, как виртуозно эксплуатирует Махатхир эту тему, чтобы одновременно и восхититься «еврейскими» ненавистниками, и объяснить им бессмысленность их борьбы: «Злость и беспомощность мусульман растет оттого, что они уверены, что евреи и европейцы всегда будут ими управлять, но не злостью и лишениями мы вернем себе процветание, а умственными, экономическими и финансовыми усилиями». Малайзийский премьер как бы указывал: посмотрите, как выглядит моя страна, она же процветает благодаря именно таким усилиям...
Так была обозначена на саммите ОИК попытка предложить мировому мусульманству новую, «созидательную» идеологию. Однако председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, выслушав пламенную речь Махатхира, был несколько смущен обилием в ней «вражеской» риторики. «Нам, россиянам, непривычно такое слушать», -- поделился он своими впечатлениями от услышанного с газетой «Время новостей». Но еще более политкорректен был российский президент. «Здесь высказываются спорные, подчас крайние точки зрения по тем или иным вопросам», -- сказал он журналистам. И после паузы добавил: «Думаю, не вредно это послушать, чтобы формулировать свои решения по тем или иным проблемам». Остается ждать, какие «решения» теперь будет формулировать Владимир Путин, предложивший ОИК свои услуги по налаживанию диалога с исламом других мировых конфессий. Так ли нуждается в них сегодня элита мирового мусульманства и нужно ли России «наблюдать» за этим, стремясь быть статусным наблюдателем в ОИК? Ведь среди россиян и европейцы, и евреи -- можем, поди, и среди «врагов» оказаться...
Аркадий ДУБНОВ, Путраджайя