|
|
N°40, 06 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полицейское детство
ФСНП позаботилась о продолжении рода
В России стали появляться кадетские корпуса. Но если два первых -- суворовский и нахимовский -- были известны всем много десятилетий, только под названием училищ, то третий -- кадетский корпус, где с юных лет начинают готовить к службе в налоговой полиции, -- заведение доселе невиданное. Между тем кадетский корпус Федеральной службы налоговой полиции, сформированный меньше года назад, становится все более популярным и вскоре может превратиться в одно из самых престижных и труднодоступных учебных заведений страны.
На входе в здание кадетского корпуса налоговой полиции, расположенного на Таганке (Новоспасский пер., 11), дежурят два кадета: 11-летняя Аня и 12-летний Сережа. У Ани в руках настоящая резиновая дубинка: "Прийти может кто угодно. Пригодится", -- рассуждает Аня. И она, и Сергей одеты в камуфляжную форму с нашивкой "Налоговая полиция".
В корпусе сегодня -- 164 кадета в возрасте от 10 до 14 лет, причем далеко не все они москвичи. Как правило, кто-либо из их близких родственников имеет отношение к силовым ведомствам. Но немало здесь и круглых сирот. Последнее объясняется тем, что возник корпус на базе учебно-воспитательного комплекса для детей-сирот. Денег за обучение не берут ни с кого: все финансируют ФСНП и московское правительство.
Вообще, желающих получить здесь образование оказалось намного больше, чем предполагалось. А в следующем учебном году, по оценкам администрации, ожидается сумасшедший конкурс: 20 человек на место.
Прежде чем влиться в ряды будущих налоговых полицейских, необходимо пройти довольно серьезный отбор. Во-первых, нужна рекомендация регионального руководителя налоговой полиции. Во-вторых, придется проходить тестирование по русскому языку и математике, а также сдать "зачет" по физкультуре. Самое главное -- тест на профпригодность. "Это некая система тестов, в которых с определенным интервалом повторяется один и тот же вопрос в разных формулировках: "Ты действительно хочешь стать налоговым полицейским?", -- объясняет Вячеслав Ромайкин, директор кадетского корпуса налоговой полиции. -- Ведь в отличие от общеобразовательной школы, где ребенок волей-неволей обязан учиться, пребывание здесь должно стать сознательным выбором".
Десятилетние стрелки
Образовательная программа у юных налоговиков существенно отличается от общей. Во-первых, начиная с 6-го класса, детям преподают экономику и историю предпринимательства. Причем особый упор делается на налогообложение. С 8-го класса начинается изучение права: в рамках этого предмета кадеты знакомятся с налоговым кодексом.
Во-вторых, введена дисциплина под названием "История спецслужб". А по субботам к ребятам приезжает полковой священник ФСНП отец Федор и рассказывает о роли русского православия в борьбе против иноземных захватчиков. К слову, в помещениях корпуса всюду развешаны иконы.
В качестве обязательного предмета здесь введены бальные танцы и хоровое пение. Кроме того, московский комитет образования уже дал кадетам "добро" на формирование собственного духового оркестра. Однако на этом музыкальные изыски воспитателей не заканчиваются. После восьми часов вечера, после программы "Вести" -- единственной новостной передачи, до которой допускают детей, -- кадеты выходят во двор и, маршируя взводами, начинают петь песни.
Самое пристальное внимание уделяется физической, или, как ее здесь называют, силовой подготовке. Дети занимаются рукопашным боем, дзюдо, ушу, играют в баскетбол и футбол, "качаются " в тренажерном зале. Начиная с 7-го класса, они учатся стрелять. Г-н Ромайкин рассказал, что в ближайшем будущем стрелковая подготовка будет введена и у малышей-пятиклассников. Плюс ко всему кадетский корпус намеревается обучать подростков прыжкам с парашютом.
То, что десятилетним детям дадут в руки настоящее оружие, не смущает никого. Даже психологов. "Дело в том, что дети такого возраста не воспринимают пистолет как орудие убийства. Для них это игрушка. Тут проблема не в применении оружия, а в формировании жестокости как личностной черты и установки на агрессивное поведение. Чрезмерное внимание, уделяемое физической подготовке, может привести к тому, что человек будет видеть только силовой способ решения проблем», -- считает доктор психологических наук, профессор Владимир Дружинин.
Кстати, система поощрений в полицейском кадетском корпусе тоже весьма своеобразна. Наиболее дисциплинированные и преуспевающие ученики из всех классов формируются в так называемый спецвзвод. Главная из предоставленных им привилегий -- подъем на полчаса раньше остальных и 30-минутная уличная пробежка. Независимо от времени года дети бегают в безрукавках и шортах.
На Багамах и Канарах
Большинство кадетов с радостью готовятся к предстоящей службе в ФСНП, но будущие задачи представляют себе весьма смутно. В основном налоговые полицейские предстают для них в образе робин гудов, которые отбирают деньги у богачей и раздают их пенсионерам.
"Вы же видите сами, что творится в нашей стране! Если не мы станем полицейскими, то кто? Нас готовят для того, чтобы мы хоть чем-то помогли стране, вытащили ее из этой долговой ямы", -- объясняет 14-летний Сережа. Его одноклассница Настя, девушка ростом около 180 см, более радикальна: "Я хочу ловить преступников. Я должна сделать так, чтобы в России стало лучше жить. Да, это не женское дело, но вы посмотрите, до какого состояния довели страну мужчины!" Заметим, что примерно 15% кадетов -- девочки.
Маленькие кадеты более откровенны. 10-летний Алеша, стоящий на посту дневального, сбивчиво рассказал нам о своих планах на будущее: "Я не просто хочу стать налоговым полицейским -- я хочу быть ихним начальником. Да, именно налоговиков, а не просто милиции. Почему? Потому что там денег больше".
Вячеслав Ромайкин не советует воспринимать такие ответы всерьез. "Однажды у нас был такой случай. Приехало французское телевидение, и журналист попросил кадета мотивировать свой выбор. Мальчик ответил: "Я решил стать налоговым полицейским, потому что хочу отдыхать на Багамах и Канарах!" Естественно, все решили, что кадет настроен на вымогательство денег. А я считаю, что он имел в виду совсем другое: у людей должна быть достойная зарплата! И нужно сделать так, чтобы экономическая ситуация в нашем государстве позволяла рядовому гражданину ездить на Багамы".
Отцы и дети
Психологи утверждают, что выбор профессии в десятилетнем возрасте не может быть полностью осознанным и уж тем более окончательным. "В 10--12 лет ребенок к самостоятельному выбору не готов. Решающее слово всегда остается за родителями, а сам он может только испытывать смутную тягу к тому или иному виду деятельности. В случае с этим кадетским корпусом речь идет скорее всего о простом подчинении родительской воле", -- считает Владимир Дружинин.
Похоже, родителям, решившимся воспитывать в своих детях налогового полицейского с юных лет, хорошо известно, какие качества понадобятся им, чтобы выжить в России XXI века. Утешает одно: новое поколение налоговых полицейских сумеет не только метко стрелять и применять приемы дзюдо, но и безукоризненно разбираться в налогообложении. И даже хорошо танцевать.
ЮЛИЯ ТИХОНОВА