|
|
N°194, 16 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайские разработчики взяли за основу модель нашего корабля «Союз»
Российские специалисты в области космических разработок высоко оценили успехи китайских коллег в запуске на орбиту первого «тайкунавта». О том, приведет ли это событие к появлению третьей космической сверхдержавы и скажется ли оно на деятельности МКС, нашей газете рассказал заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Юрий ГРИГОРЬЕВ.
-- Использовались ли при создании китайского космического корабля и подготовке к полету космонавта российские технологии?
-- Использовались. Причем как те, которые они запрашивали открыто, так и полученные из известных публикаций в технической литературе и других источников. Например, они закупили у нас в свое время спускаемый аппарат корабля «Союз» и использовали его как образец для инженерных разработок. А разработки вели сами.
-- Какие именно узлы и технологии они запрашивали, если не секрет?
-- Не является секретом, какие системы в принципе должны быть на корабле. Существует несколько вариантов, но уже понятно, что китайские разработчики взяли за основу модель конструктивного построения нашего корабля «Союз», которая включает спускаемый аппарат, орбитальный отсек, приборно-агрегатный отсек, начиненный аппаратурой и двигательной установкой. У них то же самое, наша идея, но конструкция корабля собственной разработки.
-- Покупал ли Китай у России ракетные двигатели?
-- Официально закупали только спускаемый аппарат космического корабля «Союз». По всем остальным вопросам они заказывали нам и некоторым другим российским организациям обзорные отчеты, которые сыграли определенную роль при создании китайского корабля «Шэньчжоу» и подготовке пилотируемого полета первого китайского космонавта.
-- То есть конструкторы «Шэньчжоу-5» пошли по традиционному пути?
-- Да, традиционному для Советского Союза и России.
-- В то же время представители Китая заявили, что владеют собственными космическими ноу хау?
-- Трудно об этом говорить, поскольку вся информация до сих пор была закрыта. Ясно, что сами системы, отсеки корабля у них и у нас аналогичного назначения. Я догадываюсь, что это очень похоже на наши пилотируемые корабли «Союз». Ведь если эти корабли летают уже около 40 лет, если имеется многолетняя практика, эти принципы можно брать за основу собственных разработок.
-- А когда вы узнали о подготовке полета?
-- В начале этого года был разговор о том, что осенью запланирован «Шэньчжоу-5» с космонавтом. Но о том, когда состоится старт, я узнал из Интернета.
-- Такая скрытность тоже традиционна для космической державы?
-- Это государственная политика, у них достаточно жесткий режим.
-- Как наши специалисты оценивают китайский дебют?
-- Поставил бы высшую оценку самому факту полета. Это, конечно, неординарное событие не только для Китая, но и для всего человечества. Полуторамиллиардный народ, имеющий талантливых разработчиков, вправе браться за грандиозные проекты. А насчет конкретного «разбора полетов» -- давайте подождем возвращения.
-- Смогут ли китайцы потеснить позиции лидеров «клуба космических держав»?
-- Насчет позиций России вопрос даже не стоит. В вопросах освоения околоземной орбиты, пилотируемых полетов мы сегодня безусловные лидеры. Американцы у нас многому научились, они тоже достаточно активно двигаются в этом направлении, но у них своеобразный подход и другие критерии. Психологически они привыкли к недельным полетам шаттлов. Появление же третьей космической державы, осуществляющей пилотируемые полеты, при здоровом соревновании и сотрудничестве означает только перспективы для развития. Решив свои проблемы по МКС созданием российского служебного модуля «Звезда» -- ключевого модуля станции, -- американцы несколько поостыли к программе сотрудничества с Россией. Не секрет, что в конгрессе и правящих кругах отношение к проекту МКС далеко не однозначно. Я считаю, что вследствие выхода Китая на орбиту пилотируемых программ может быть востребован ряд наших разработок и вообще это вызовет оживление в космической индустрии.
-- Получается, что сейчас обозначены два пути освоения космоса: «всем миром», то есть путем международной кооперации, и «своими силами»?
-- Первый путь -- это главное направление, реализуемое сегодня в проекте МКС. Второй продемонстрировали китайцы, которые пойдут, безусловно, своей дорогой и будут создавать собственную орбитальную лабораторию. И здесь России есть что им предложить по направлениям сотрудничества.
-- А какой путь эффективнее?
-- Я считаю, сейчас магистральная задача -- это объединение усилий мирового сообщества в организации масштабного проекта: например, пилотируемой экспедиции на Марс.
Беседовала Ирина БЕЛАШЕВА