Время новостей
     N°40, 06 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2001
Первое испытание Буша
Налоги вновь разогревают Америку
На днях президент США Джордж Буш сдержал одно из своих предвыборных обещаний и официально представил на рассмотрение конгресса план сокращения налогов. Аплодисментов, однако, не последовало.

В прежние времена сокращение налогов было для американских республиканцев одним из тех коньков, на которых они регулярно въезжали в Белый Дом. Другими были укрепление обороны и антикоммунизм. Понятно, что стало с последними двумя лозунгами, но и сокращение налогов, казалось, тоже утратило свою магическую силу: судя по предвыборным опросам, эта тема перестала волновать большинство избирателей. Демократы называли планы Буша опасными бреднями, а его соперник Альберт Гор сотни раз повторил в своих предвыборных речах формулу «рискованная налоговая авантюра» (risky tax scheme) -- проведенные Белым Домом опросы показывали, что такое словосочетание резко уменьшает привлекательность бушевских посулов.

Заветам Эктона верны

Будучи государственниками, демократы не имеют ничего против сбора налогов, которые позволяют государству распределять плоды чужих трудов и зарабатывать благодарность избирателей. Сейчас спешно создается коалиция либеральных организаций, опасающихся, что бушевская инициатива лишит правительство средств на дальнейшее расширение системы соцобеспечения.

Республиканцы со своей стороны не доверяют государству и живут по заветам лорда Эктона, известного либерального историка начала ХХ века, заметившего, что «правительство тем лучше, чем меньше оно правит». В идеале они оставили бы государству лишь охрану границ и правопорядка внутри страны. Была даже теория, что Рональд Рейган специально создал громадный дефицит госбюджета, дабы контролировавшийся демократами конгресс не мог и дальше повышать государственные расходы. Государство не зарабатывает денег: оно тратит чужие, а это всегда развращает, поэтому за ним нужен глаз да глаз.

И вот теперь республиканцы сколачивают коалицию из организаций, агитирующих за сокращение налогов. «Это первое испытание Буша, -- говорит Гровер Норквист, возглавляющий консервативную организацию «Американцы за налоговую реформу». -- Если он протащит свой план сокращения налогов, произойдут две вещи. Во-первых, его репутация и могущество в Вашингтоне резко возрастут, а во-вторых, ему гораздо легче станет проталкивать остальную часть своей программы». По той же причине демократы намереваются дать Бушу бой.

Американские горки

Однако нападки демократов на бушевское сокращение налогов были эффективны до того, как экономика США забуксовала, а ее маг и чародей, глава американского Центробанка Алан Гринспэн заявил, что эта мера поможет поставить ее на ноги. Республиканцы к тому же демонстрируют в этом вопросе относительную сплоченность (хотя пара умеренных сенаторов грозит изменой), демократы же пока не выработали стройной системы аргументов, а главное, потеряли Белый Дом: когда президент подходит к микрофону, его все слушают, и голос Буша теперь заглушает все остальные. К тому же, утратив Белый Дом, демократы потеряли привилегированный доступ к статистическим закромам министерства финансов США и бюджетного управления президента, где они могли бы нарыть убедительные данные, чтобы опровергнуть призывы республиканцев к еще более резкому сокращению налогов, чем задумал сам Буш.

Президент предлагает за 10 лет уменьшить их на 1,6 триллиона долларов и понизить максимальную ставку налогообложения с нынешних 39,6 до 33%. Он также призывает постепенно свести к нулю налог на наследство и дополнительное налогообложение работающих супружеских пар.

Что налоги сократить надо, теперь не спорит практически никто. Спор лишь о масштабах и сроках сокращения. Многие республиканцы считают, опираясь на оценки экономистов, что налоги надо сократить гораздо больше. Они опасаются, что задуманных Бушем мер будет уже далеко не достаточно для того, чтобы вдохнуть в экономику новую жизнь. Они также призывают не растягивать этот процесс на долгие годы, а резануть налоги одним ударом, чтобы оппозиция не успела опомниться, а то за 10 лет она еще сто раз сумеет мобилизоваться и все переиграть.

Республиканцы замечают, что когда Буш впервые выдвинул свой план более года назад, в стране продолжался экономический бум, а прогнозируемый профицит госбюджета был на полтора триллиона долларов меньше, чем предсказывают сейчас. Противники Буша говорили, что сокращение налогов может пустить экономику вразнос. Сейчас ряд ее отраслей вступили в полосу спада, и ее «перегрева» бояться не приходится. В ближайшее десятилетие ожидаемый профицит госбюджета составит 5,6 триллиона долларов, то есть налоги можно сократить без большого ущерба для казны.

Если что и разорит казну, то это тотальный экономический спад. Чтобы его не было, нужно сократить налоги, то есть забрать деньги у государства и вернуть людям, которые производят богатство, тогда как государство умеет его лишь тратить.

Представители этого лагеря указывают, что Буш предлагает вдвое меньшее сокращение налогов, чем Рейган 18 лет назад, когда, по их мнению, и была заложена основа баснословного экономического бума последних девяти лет.

Как поделить "Лексус"?

Демократы смотрят на дело совершенно иначе: они говорят, что рейгановское сокращение имело катастрофические последствия, создав неимоверный дефицит госбюджета, который удалось ликвидировать лишь Клинтону, поднявшему в 1993 году налоги. Поэтому они предлагают сокращать их осторожно и не на триллионы, а миллиардов так на 300.

Для иллюстрации другой претензии к бушевскому плану -- что он отдает предпочтение богатеям -- глава демократической фракции в сенате Том Дэшл приказал пригнать к Капитолию дорогую машину «Лексус Джи-Эс-300», и, стоя у этого наглядного пособия, заявил: «Если вы миллионер, то по плану Буша вы сэкономите на налогах 46 тысяч долларов -- больше, чем стоит этот «Лексус». Но если вы средний рабочий человек, то вы получите с этого 227 долларов и сможете купить лишь глушитель».

Республиканцы отвечают, что богатеи платят непропорционально много налогов, поэтому будет справедливо, если сокращение прежде всего даст облегчение им. Но в любом случае в наибольшем выигрыше окажется огромный средний класс, на котором все держится, как американский баскетбол на афроамериканцах.

ВЛАДИМИР КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк