|
|
N°194, 16 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Автогражданка" может подешеветь
На большее правительство не пойдет
Правительство вчера сделало попытку остудить пыл парламентариев, принявших во вторник в первом чтении законопроект об отмене закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО). Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что во втором и третьем чтении законопроект об отсрочке «автогражданки» на год принят не будет. Но если это все же произойдет, думские инициативы зарубит на корню Совет федерации, и закон, вступивший в силу 1 июля 2003 года, продолжит действовать. Кроме того, глава Минфина не исключил возможности понижения страховых тарифов.
Напомним, что во вторник депутаты Госдумы проголосовали за отсрочку введения закона об ОСАГО до 1 июля 2004 года. Их не смогли остановить ни увещевания правительственных чиновников и представителя президента, выступивших в Думе, ни тем более отчаянные попытки страховщиков спасти закон. Большинство при рейтинговом голосовании одному из 13 вынесенных законопроектов обеспечили 249 депутатов: коммунисты почти в полном составе (81 человек), фракция «Народный депутат» и аграрии (по 43), «Российские регионы» (38), «Отечество -- Единая Россия» (34 депутата из 59) и 8 независимых парламентариев.
В Белом доме решение Думы оценивают как популистское. «Законопроект (об отсрочке ОСАГО -- Ред.) не пройдет, будет принято другое, более взвешенное, решение, защищающее права пенсионеров и инвалидов», -- заявил Алексей Кудрин. Как рассказал газете «Время новостей» высокопоставленный источник в аппарате правительства, в ближайшее время глава Минфина разработает и представит на рассмотрение кабинета министров план действий по ОСАГО. «Правительство этот план поддержит, поскольку отменять вступивший в действие закон -- чистое политиканство», -- отметил источник. Спикер Совета федерации Сергей Миронов солидарен с правительственными чиновниками. По его словам, Совет федерации отклонит закон, «когда он поступит в нашу палату».
В кабинете министров вместе с тем не исключают, что существующие страховые тарифы (сейчас базовая ставка составляет 1980 рублей) будут понижены. «Если выяснится, что у страховщиков остаются средства по итогам года, то правительство снизит тарифы», -- полагает Алексей Кудрин. Действительно, по закону прибыль страховых компаний от ОСАГО не может составлять более 5% от собранной по «автогражданке» премии, а оставшийся доход правительство может использовать в своих целях. «Мы не имеем права тратить больше положенного, -- говорит замгендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. - Пока сложно сказать, что конкретно будет с тарифами, но, видимо, они все же будут понижены. Реальными ставки будут после не менее 5-7 лет работы ОСАГО».
Есть, конечно, у «автогражданки», помимо преимуществ, и другая сторона медали. По мнению самих страховщиков, из-за разного качества услуг в отечественных автосервисах иногда сложно вычислить срок ремонта автомобиля. С момента аварии до возвращения владельцу исправного автомобиля проходит как минимум 20 дней. Страховщику необходимо убедиться, что авария была настоящей, а не «подставной», ознакомиться с решением группы разбора ГИБДД, оценкой повреждений независимым оценщиком и отдать машину в сервис. Группы разбора после аварии ждать в среднем 7-10 дней. Некоторые готовы все отдать и чуть ли не купить новую машину, чтобы только не стоять в очередях.
Но те, кто считает, что в случае отмены закона страховщики окажутся совсем уж в проигрыше, все-таки ошибаются. Тех, кто купил полис добровольного страхования, вполне хватает. И если обманутые автолюбители и потребуют вернуть деньги, компании, которые пока не сильно пострадали от выплат, спокойно расторгнут договора и получат деньги за истекший срок страхования.
Алексей РОЖКОВ