|
|
N°40, 06 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прогрессивный налог лишился регрессии
Сбор налогов во внебюджетные фонды перешел в ведение МНС. Однако мытари до сих пор не разобрались, как правильно рассчитывать единый социальный налог. Что не мешает им собирать его, даже досрочно.
На днях МНС отрапортовало, что уже к 22 февраля сбор единого социального налога (ЕСН) превысил февральский план на 17%. Сумма собранного с начала месяца налога, заменившего с нового года все сборы во внебюджетные фонды, составила 33,34 млрд рублей (в три раза больше, чем удалось собрать в январе).
В какой мере достигнутый успех свидетельствует об эффективности нового налога, судить пока, пожалуй, преждевременно. К осторожности располагает, в частности, январская статистика. Удивляет, что только за полмесяца (а до середины января сборы поступали еще непосредственно в фонды) предприятия перечислили ЕСН на 10 с лишним миллиардов рублей, хотя не были обязаны платить его вовсе (срок уплаты налога за январь наступал лишь в феврале).
Судя по опросу, проведенному нами среди бухгалтеров в Московской налоговой инспекции №25, множество предприятий предпочли перестраховаться и заплатить ЕСН досрочно, «а то как бы чего не вышло». Один из таких старательных налогоплательщиков сказал нашему корреспонденту: «До недавнего времени было неясно, в какие сроки нам надо уложиться, чтобы не было недоимки. Тем более что ценные указания от МНС по поводу уплаты нового налога поступили с большим опозданием». Когда же долгожданные рекомендации наконец появились, предпринимателей ждало разочарование. В официальных документах МНС не был отражен ряд весьма существенных положений Налогового кодекса.
Например, чиновники «забыли», что выплаты по всем гражданско-правовым договорам, в том числе лицензионным и авторским, налогом на фонд социального страхования не облагаются. Соответственно размер ЕСН должен быть уменьшен на эту сумму.
Еще удивительнее ситуация с применением принципа регрессии при расчете ЕСН. По словам опрошенных нами бухгалтеров, «складывается впечатление, что чиновники все еще не знают, что социальный налог исчисляется отдельно для каждого работника и рассчитывается исходя из его зарплаты с учетом регрессивной шкалы». Возможность регрессии, дающей право в несколько раз сократить ставку, по которой платится ЕСН, налоговики в своих рекомендациях забыли напрочь. Между тем применение регрессии -- один из наиболее сложных и запутанных аспектов ЕСН. При профессиональной осторожности российских бухгалтеров трудно ожидать, что многие предприятия решатся на регрессию на свой страх и риск, следуя лишь букве НК.
Все это неизбежно приведет к переплатам ЕСН, а вот вернуть переплаченное будет непросто, даже путем обычного зачета. Дело в том, что эта проблема в методологии налоговиков никак не расписана. Кроме того, ЕСН разделен на четыре доли (по числу внебюджетных фондов), и учет, а также сами платежи по ним осуществляются раздельно. При этом деньги, «излишне уплаченные» в один из фондов, не засчитываются в счет погашения задолженности по другому.
Что касается средств, переплаченных фондам до 1 января, то налоговики вопреки своим прошлогодним заявлениям обещают все-таки зачесть их при расчете ЕСН. Хотя как скоро это может произойти, в «указаниях» МНС** не уточняется.
*Приказ МНС РФ №БГ-3-07/469 от 29.12.2000 г. «Об утверждении форм расчетов по авансовым платежам и порядков их заполнения»
**Приказ МНС РФ №БГ-3-07/466 от 29.12.2000 г. «Об утверждении Методических указаний о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов»
НАТАЛЬЯ АБРАДУШКИНА