|
|
N°194, 16 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Третьим будешь!
Китай влетел в элитный клуб космических держав
Вчера вокруг нашей планеты кружил китайский космический корабль "Шэньчжоу-5" с первым китайским космонавтом на борту. Это был настоящий звездный час космической отрасли КНР -- китайский корабль с «тайкунавтом» (от китайского «космос») вознесла к звездам китайская ракета "Чанчжэн-2Ф". Старт состоялся в девять часов утра по пекинскому времени с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби, в северо-западной провинции Ганьсу. За 20 с лишним часов «тайкунавт» должен был совершить 14 витков и приземлиться в безлюдной степи на территории Внутренней Монголии.
Присутствовавший при старте председатель КНР Ху Цзиньтао назвал событие "знаменательным историческим шагом китайского народа на пути к вершинам мировой науки и технологии". Вместе с товарищем Ху за запуском "Шэньчжоу-5" наблюдали председатель Центрального военного совета КНР Цзян Цзэминь, вице-премьер Госсовета Хуан Цзюй и министр обороны Цао Ганчуань.
«Китайский Гагарин» подполковник Ян Ливэй считается одним из лучших в Китае летчиков-истребителей. По сообщению официального информагентства Синьхуа, Ян Ливэй удостоился права стать первым китайским космонавтом за "отличные результаты, показанные в ходе пятилетней подготовки, и за особо серьезное отношение к делу". В интервью перед отлетом он заявил: "Я не разочарую свою Родину и завоюю славу для НОАК и всего китайского народа".
Подполковник Ян родился в 1965 году в семье учителей в уезде Сучжун, что в северо-восточной провинции Ляонин. С 18 лет он служит в Народно-освободительной армии Китая (НОАК), в 1987 году окончил военное авиационное училище. Ян Ливэй налетал на самолетах различного типа 1350 часов. С 1998 года он проходил тренировки в составе состоявшей из 14 человек первой группы китайских космонавтов в Центре предполетной подготовки под Пекином. Его инструкторами были два китайских пилота, прошедших в 1996 году стажировку в подмосковном Звездном городке. На Земле у Яна остались жена и девятилетний сын, с которыми глава семьи уже провел космический диалог. Рост «тайкунавта» -- 168 см, более высокому человеку в космической капсуле разместиться трудно.
По сообщению китайского ЦУП, во время полета Ян Ливэй чувствовал себя хорошо -- он ровно дышал, "выглядел спокойным и вел себя непринужденно". "Тайкунавт" сообщил вышедшему с ним на связь врачу о температуре тела и кровяном давлении. График полета предусматривал чередование трехчасового бодрствования и трехчасового сна. В первый раз Ян Ливэю удалось немного расслабиться через три часа после старта. Тогда же состоялся первый космический завтрак -- подполковник отведал курицу в сладком соусе, вареный рис с орешками, соевый творог тофу и запил все традиционным чаем. Для обеспечения разнообразия трехразового питания в бортпаек загрузили два десятка блюд национальной кухни. Работа Ян Ливэя состояла в том, чтобы "с полной концентрацией" исполнять график полета, следить за телеметрией, докладывать в ЦУП о ситуации в служебном отсеке и вести бортовой дневник. С помощью специального устройства космонавт развернул на внешней оболочке "Шэньчжоу-5" флаги КНР и ООН.
Космический корабль "Шэньчжоу-5" ("Священный челн") состоит из спускаемой капсулы, двигательного, орбитального и служебного отсеков. Длина корабля 8,86 метра, вес 7,79 тонны. Ракета-носитель "Чанчжэн-2Ф", находившаяся в разработке с 1992 года, отличается "высокими характеристиками и соответствует передовым стандартам". Она самая длинная и тяжелая в серии «Великий поход» (Чанчжэн). Ее длина 58,3 метра, стартовая масса 479,8 тонны. С помощью ракет этого типа в Китае осуществлен 71 запуск, в том числе четырех кораблей серии «Шэньчжоу», совершивших в 1999--2003 годах орбитальные полеты в автоматическом режиме и подготовивших полет китайского космонавта.
Александр САМОХОТКИН