|
|
N°194, 16 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Орел о двух головах
Православная Россия хочет влиться в мусульманский мир
Сегодня президент России Владимир Путин прибыл в Малайзию, чтобы принять участие в десятом саммите Организации Исламская конференция (ОИК). Это его второй визит в эту страну за последние два месяца. В начале августа, находясь в Малайзии с официальным визитом, г-н Путин публично заявил о желании Москвы получить статус наблюдателя в ОИК. Место для сенсационного объявления не было случайным -- на ближайшие три года Малайзия становится председателем ОИК, влияние этого юго-восточного «тигра» в исламском мире приобретает еще большее значение.
Премьер-министр Малайзии и ее харизматический лидер Мохамад Махатхир благосклонно отнесся к стремлению России примкнуть к мировой мусульманской общине -- умме. Результат не замедлил себя ждать: Владимир Путин получил приглашение не только участвовать, но и выступить на саммите ОИК. Его появление на трибуне замкнет сегодня череду приветствий в адрес саммита. В Кремле расценивают это как почетную привилегию со стороны его организаторов.
В своем выступлении Путин объяснит, почему Россия, отметившая недавно 1000-летие принятия христианства и считающаяся исконно православной страной, решила вдруг причислить себя одновременно еще и к исламским странам. Конечно, президент непременно скажет о 20 млн мусульман, проживающих в России, в пример будут приведены целые российские регионы, населенные преимущественно мусульманами. Красноречиво выглядит и состав российской делегации. В нее вошли президенты Башкирии и Кабардино-Балкарии Муртаза Рахимов и Валерий Коков, муфтий Ингушетии Магомед хаджи Албогачиев, новоизбранный президент Чечни Ахмат Кадыров. Его присутствие в делегации дает Москве основание надеяться на легитимизацию итогов чеченских выборов со стороны исламского мира. Заодно президент продемонстрирует, что в высшей российской элите мусульмане также представлены достойно: в Куала-Лумпур Путин взял с собой министра Госкомимущества Фарита Газизуллина и замглавы администрации президента Джохан Поллыеву.
В Москве считают, что мировое мусульманство должно высоко оценить исламский ренессанс, который происходит ныне в России. С 1991 года число мечетей увеличилось с 870 до 7 тысяч, действуют около сотни медресе, активно поддерживается паломничество российских мусульман к святыням ислама. В декабре 2000 года в МИД России впервые была введена должность посла по связям с ОИК и другими международными мусульманскими организациями. Ее занял посол по особым поручениям Вениамин Попов, который уже провел контакты с председателем ОИК Абделем Вахидом Бельказизом.
Но зачем Кремлю все это нужно? Там отвечают на этот вопрос так: Россия должна воспользоваться своим влиянием и авторитетом в мусульманском мире, чтобы вместе с ним противостоять новым вызовам и угрозам, возникшим перед международным сообществом. В первую очередь это нужно для совместной борьбы с терроризмом.
Есть и другое объяснение желанию России присоединиться к ОИК. Москва хочет доказать, что может стать связующим мостом между бедным Востоком и богатым Западом. И заодно сделать себя главным посредником в диалоге цивилизаций, предотвратив войну между ними, о неотвратимости которой не устают говорить уже много лет, особенно после 11 сентября 2001 года. Но уже сегодня от российского лидера будут ждать, чью сторону он возьмет в развернувшейся на предваряющей саммит встрече министров иностранных дел ОИК полемике по поводу послевоенного урегулирования в Ираке.
К настоящему времени полноправными членами ОИК, созданной в 1969 году по инициативе Саудовской Аравии, являются 57 государств. Среди них все центральноазиатские страны СНГ: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Азербайджан. Статус наблюдателя имеют три государства -- Таиланд, Центральная Африканская Республика, Босния и Герцеговина. Приглашение Путина в Куала-Лумпур вовсе не означает, что Россия тут же получит статус наблюдателя в ОИК. Подобные решения принимаются на ежегодных встречах министров иностранных дел организации. В этом году такая встреча уже состоялась, и на ней российский вопрос не обсуждался.
Аркадий ДУБНОВ, Куала-Лумпур