|
|
N°194, 16 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торжество в отсутствие виновника
Подделка лучше, чем оригинал. Она дешевле, кондовее, ее не жалко. Потом, оригинал, он ведь только один, и, какой ни есть, им надо довольствоваться. То ли дело подделки! Они бывают разные: какие-то похуже, другие получше. Можно сравнивать, выбирать. Как при демократии. Поддельные чувства тоже классная вещь: их можно разменивать, ими можно играть сколь угодно долго, не боясь превратиться, как пел Джон Леннон, в «эмоциональную развалину» (Emotional Wreck).
У Леннона недавно в который раз случился день рождения. Не юбилей, не круглая дата -- родился Джон в 1940-м, погиб в 80-м году (как сейчас принято по любому поводу уточнять -- «прошлого века». А то вдруг кто подумает, что «позапрошлого»?). Просто годовщина со дня рождения. По этому поводу прошел некий концерт (коего имя умышленно не называю) видных представителей советской эстрады, исполнявших песни Beatles. Артисты, которые, по ощущениям любого нормального человека, не имеют никакого отношения ни к року, ни к «битлам», ни вообще к западной рок-традиции, исполняли песни Леннона--Маккартни. (Интересно, а почему не сольного Леннона? С альбома Unfinished Music, например.) Что ж, дни рождений культовых музыкантов всегда были столь мощным аттракционом (в прямом смысле -- «тем, что привлекает») общественного внимания, что странно в рыночное время не использовать эту традицию в коммерческих целях. Традиции уже заложены. Например, еще один «культовый день рождения» -- у вокалиста Depeche Mode Дейва Гээна. День этот к тому же и выпадает аккурат на выходной -- 9 мая. «Депешистам» повезло: в день рождения кумира -- узаконенный государством выходной. Такое же везение постигло, пожалуй, только американских фенов Луи Армстронга, которому в сиротском приюте днем рождения назначили 4 июля, день независимости США. И совсем не повезло любителям Deep Purple в целом и Яна Гиллана в частности -- легендарный «Иисус Христос -- суперзвезда» родился не «под Пасху», а 19 августа. Для нашей страны это день первого путча.
Возвращаясь к Леннону -- ну что же, сделали концерт, подзаработали денег, развлекли публику -- это ради бога. Я за любые виды экономической активности в шоу бизнесе. Просто жаль, когда коллеги-журналисты говорят об этом как о культурном событии. Потому что любой нормальный меломан подобные посиделки-междусобойчики воспримет... да никак не воспримет.
А мне почему-то вспомнились прошлогодние «Крылья». Там выступали отечественные панки, рокеры и Игги Поп. Без этого человека вся эта самодеятельность никогда бы не появилась -- им бы просто «передирать» было не с кого. Но вот на «самодеятельности» был вал народа, а на Игги остались одни только журналисты да фотографы. Публика, которая по идее любит всякие рок-безобразия, рассказывает всякие байки и легенды про музыкантов и сама про себя говорит всяческие максимы типа «панки грязи не боятся», настоящего панк-отца не востребовала. Почему? Потому что подделка лучше, чем оригинал. И не стоит удивляться, если и дальше советская эстрадная тусовка будет перепевать «битлов», а гитарные группы -- воровать аккорды у Sex Pistols.
Александр Беляев