|
|
N°194, 16 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Работать смело. Работать без оглядки
Открылся фестиваль «Зодчество 2003»
Как и предыдущие фестивали, «Зодчество 2003» арендует Большой Манеж. Заходим мы туда и что видим? Много-много стендов кислотного цвета вдоль стен, а в центре променад с фонариками, клумбочками и скамеечками -- зеркальное повторение декорации площади торгового центра «Охотный ряд». В конце перспективы -- муляжный кораблик из детской песочницы, вместо паруса -- плакат «Путин -- наш президент». Рядом с корабликом -- сцена. Во время церемонии открытия на нее поднимались чиновники профессиональных архитектурных союзов Восточной Европы и стран третьего мира, а также уважаемые представители правительства России и московской мэрии. Вице-мэр правительства Москвы Валерий Павлинович Шанцев чеканно сформулировал тезисы, которые, кажется, и стали платформой нынешнего «Зодчества»: «1. Россия сегодня -- самая большая стройплощадка мира. 2. Город не может находиться в первозданном состоянии. 3. Работать надо смело. Работать без оглядки».
Правительственные и московские официальные лица, а также чиновники архитектурных профсоюзов стран третьего мира приняли речь Валерия Павлиновича бурными и продолжительными аплодисментами.
«Зодчество» этого года продолжает славную традицию. Оно рассказывает, как расчудесно у нас могут договориться друг с другом чиновник-администратор, чиновник из архитектурного департамента, проектная организация, строительная организация, конторы по отделке и технологическому оснащению. Иными словами, «Зодчество» рапортует о том, что вот при правительстве Москвы есть такой проектно-строительный комплекс МНИИТЭП, который смело и без оглядки разработает проекты сборно-монолитных домов серии БМС-ДСК-1. Или к вашим услугам универсал со стажем и репутацией: Государственное унитарное предприятие г. Москвы, управление по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2» имени Михаила Посохина-старшего. Руководимо оно Михаилом Посохиным-младшим. Глядите, как «Моспроект-2» успешен в архибизнесе и архидипломатии: и Табакову театр спроектировал, и департаменту имущества Москвы, и жилые многофункциональные комплексы в элитных районах возвел. Отрадно, что регионы к столичному уровню архитектурного менеджмента подтягиваются. Один из почетных гостей фестиваля -- Республика Башкирия. Подходим к ее стендам и радуемся. При администрации Уфы имеется роскошный ЗАО ПИ «Башкиргражданпроект», который без проблем и оглядок сварганит столько тупорылых административных и жилых зданий по всей столице Башкирии, что сам «Моспроект» ахнет. И что-то подобное клонируется повсюду: и в Анапе, и в Вологде, и в Краснодаре, и в Петербурге, и в Ростове-на-Дону. Уроки Москвы усвоены на «отл. с плюсом».
В общем-то само зодчество на фестивале «Зодчество» оказывается ненужной и раздражающей всех вещью. Какое, на хрен, зодчество, когда стройплощадка в масштабах России простаивает? И не беда, что 90% притащенных в Манеж стендов показывает то, что можно назвать антиархитектурой: визуальную травму, следствием которой станет ущербное восприятие жизни. Точно той жизни, главным делом которой окажется сделка чиновника, заказчика и подрядчика. А высшей целью -- совместный подсчет вырученного «бабла».
P.S. Об итогах проводимого в рамках фестиваля конкурса «Хрустальный Дедал» читайте после подведения результатов и раздачи призов на следующей неделе.
Сергей ХАЧАТУРОВ