|
|
N°193, 15 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не партия, а конфетка
ЦИК России обнародовал размеры избирательных фондов партий и имена партийных спонсоров
Суммы избирательных фондов, вооружившись которыми политические партии будут штурмовать Думу, были обнародованы вчера Центризбиркомом России. Также были названы официальные спонсоры, вложившие средства в избирательные кампании партий. Однако ни глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, который официально признался в финансовой поддержке «Яблока» и СПС, ни главный спонсор КПРФ, президент корпорации «Росагропромстрой» Виктор Видьманов, ни другие крупные предприниматели в списке не засветились. А главными спонсорами самой богатой (размер фонда 140 млн руб.) партии «Единая Россия» оказались кондитерские фабрики «Рот Фронт» и «Красный Октябрь». Среди других юрлиц, пожертвовавших капиталы на победу партии власти, значится целый ряд неизвестных доселе некоммерческих фондов: «Развитие регионов», «Политическая стабильность», «Социальная солидарность молодежи», «Выбор народа» и «Свобода-Развитие-Традиция». А также некая организация с незатейливым названием «Фонд поддержки партии «Единая Россия», которая одарила партию целыми 2,3 млн рублей.
Впрочем, не только у "Единой России" спонсоры предпочитают скрываться за неброскими псевдонимами. К примеру, ЛДПР облагодетельствовали ЗАО «Финансово-страховое общество Москва -- Санкт-Петербург», ООО «ТЕКС», ТГООИ «Надежда» и ООО с совсем уже непроизносимым названием РЕВАГАМО. В избирательный фонд Народной партии пожертвования поступили от ООО «Элком-Индастри», ООО «Квест», ЗАО «Латила» и «Фарбис Скрин».
Спонсором блока Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина «Родина» стал Русский страховой центр, «Союзу правых сил» оказал материальную поддержку фонд поддержки демократического единства.
«Олигархи не любят светить свои имена, -- так объяснил этот феномен корреспонденту газеты «Время новостей» президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов. -- Я подозреваю, что все эти многочисленные фонды как раз созданы для того, чтобы вносить деньги обезличенно. Думаю, они все благополучно умрут после выборов. Что касается предприятий, они тоже кому-то принадлежат».
Ни одной партии не удалось привлечь в свой фонд максимальную сумму, предусмотренную законодательством о выборах, -- 250 млн руб. После «Единой России» почетные второе и третье место по размеру собранных средств принадлежат Народной партии (85 млн руб.) и ЛДПР (73 млн 980 руб.). Партии «Яблоко удалось собрать 68 млн руб., СПС -- 38 млн руб. КПРФ и «Родина» оказались в числе самых малобюджетных партий. Их избирательные фонды составили порядка 10 млн рублей.
Совершенно очевидно, что заявленные партиями размеры фондов -- 300 тыс. до 4,5 млн долл. -- не соответствуют реальной цене избирательной кампании. Эксперты неоднократно утверждали, что и максимального размера фонда -- 250 млн руб., то есть около 8 млн долл. -- партиям не хватило бы, чтобы провести широкомасштабное наступление на избирателя. Однако ни одна партия не привлекла максимальные средства в свой избирательный фонд, все они предпочли скромничать. Вероятно, малобюджетные избирательные кампании, по мнению претендентов на думские кресла, должны вызвать симпатию электората. С другой стороны, возможно, по официальным сметам партий указанных сумм просто-напросто оказалось достаточно для проведения избирательной кампании, в то время как основные расходы остались в тени.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА