|
|
N°193, 15 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тяжелые люди
Я лично, грешным делом, не понимаю, что такое «тяжелая музыка». По идее, «тяжелая» значит «плохая». Тяжесть формы (зафузованная гитара, бочка, стучащая шестнадцатыми, пульсирующий бас) не всегда спасает от попсовости. Так что термин «тяжелая музыка» -- это все из области идеологии. Тем не менее в разряд «тяжелых» групп иногда попадают просто достойные группы, и игнорировать их существование нет решительно никаких причин.
Jane's Addiction. Strays (Capitol)
Знаменитый калифорнийский квартет Jane's Addiction -- практически «отцы» гранжа (ну, одни из), а их лидер Перри Фаррел -- создатель фестиваля независимой музыки «Лоллапалуза», одного из самых успешных рок-фестивальных проектов. Они очень долго ничего не выпускали, создавая сольные проекты или играя в других группах (как гитарист Дейв Наварро, примкнувший к Red Hot Chilli Peppers), но наконец разродились новым альбомом. Strays получился, по естественным причинам, «ненаркоманским». Ну или не очень наркоманским, в чем некоторые слушатели усмотрели потерю «фишки». Ну это, в общем, дело вкуса (тем более что проверять содержание героина в музыке -- занятие бесперспективное), а по всем «понятиям» альбом получился очень даже живым и энергичным. В начале -- интонации а-ля Led Zeppelin, в конце -- а-ля Aerosmith. А где-то в середине -- Jane's Addiction.
Muse. Absolution (Universal)
Глядя на потрясающую всяческое воображение обложку нового альбома английского трио Muse, вспоминается старенькая российская поп-песня «...и лететь по белому свету», особенно та строчка, где «там люди в небесах/ тебя с собой зовут». Такая вот классная у Muse обложка. Даром что с содержанием пластинки напрямую не связана. Хотя настроение то же -- летяще-одухотворяющее. Absolution -- поразительный по мелодизму и энергетике альбом, который захватывает с первых тактов. Это при том, что мне Muse всегда казался напыщенным и пустым. Представляете, какая это музыка, если так легко пробила плотную броню предвзятости. Хотя формально -- тот же Muse: шквал гитар, плотные ударные и хрупкий рояль... Особенно первая вещь, Apocalypse Please. Но уже на следующем треке Time Is Running Out происходит настоящий прорыв в какое-то новое, эмоционально не характерное для Muse измерение. Причем мелодически композиция довольно попсовая. В целом Absolution -- совершенно семидесятнический альбом, чьи идеи прямо и косвенно почерпнуты из арт-рока.
P.S. Лимитированное издание альбома содержит довольно интересный DVD с документальным фильмом. Там показано, как музыканты записываются в деревне, на ферме. А Меттью Беллами сидит за рулем колесного трактора.
Limp Bizkit. Results May Vary (Interscope/Universal)
Короли тяжелой сцены последних лет, флоридский коллектив Limp Bizkit -- с их творчеством в первую очередь ассоциируется термин "нью-метал". Их гитарист (теперь уже, правда, бывший) Уэс Борланд -- один из тех, кто начал активно практиковать игру на семиструнной электрогитаре, породив толпу подражателей. (До него таким семиструнным чудаком с гитарой Ibanez был только Стив Вай.) При всем при этом альбомы Limp Bizkit отчаянно невыразительны и огромны по времени. Их лучший хит -- Take A Look Around, написанный для фильма «Миссия невыполнима» на мотив опять же темы из фильма. Ее концепцию в чем-то повторяет новая пеня Almost Over, но в целом же Results May Vary -- это практически бесхитовый альбом, построенный на принципе "энергетику -- любой ценой!". Более или менее осмысленная песня -- Down Another Day. Никакого отношения к джеймсбондовскому фильму Die Another Day она не имеет -- просто традиционная американская гитарная задумчивость. Не обошлось без плагиата -- композиция Gimme the Mic (уже одно название уворовано у Beastie Boys) напоминает Bodyrock Моби. Ну и куда, скажите, со всем этим деваться? Назвав по ходу дела Фреда Дерста «худшим фронтменом в истории рока», американская критика раздолбала этот альбом. Что уж от нашей-то ждать?
Alient Ant Farm. TruANT (Dreamworks/Universal)
Калифорнийская группа Alient Ant Farm -- наследники и "гранжа", и панков, и металлистов, и шестидесятнической психоделии, и черт-те знает кого, смотанных в один плотный комок. Такой вот веселый калифорнийский нео-панк -- вещь уже традиционная и вполне ходовая среди старших школьников. AAF -- однозначно профессиональная группа, крепкий состав, играющий очень энергичную и отнюдь не такую простую, как может показаться, музыку (особенно это относится к ритму). Дело в том, что таких групп в США просто навалом, растут они на калифорнийской земле, как щавель в Подмосковье. AAF прославились несколько лет назад, записав довольно прямолинейную перепевку старого хита Майкла Джексона Smooth Criminal. Сколько, опять же, таких групп экспериментировало с таким репертуаром... Но почему-то именно у этих парней выстрел оказался удачным, с прямым попаданием в хит-парады.
Александр БЕЛЯЕВ