Чемпионат мира «Формула-1» 2003 года завершился точно так же, как и предыдущие три, а именно -- победой Михаэля Шумахера и команды «Феррари». Однако в этот раз интрига держалась до последнего круга. Конкуренты подтянулись так близко, что Шуминатору, как Шумахера прозвали фанаты, дабы выиграть свой рекордный шестой титул, да и всей его конюшне пришлось приложить максимум усилий.
Шинные войныВ последнее время в «Формуле-1» бытовало такое определение: 90 процентов результата зависит от машины и только 10 -- от пилота. Минувшее первенство заставило задуматься о том, что необходимо все-таки в этой «формуле успеха» разбить техническую составляющую на две части: собственно, сам автомобиль и покрышки, в которые он «обут». Пресловутые шинные войны, о которых заговорили, едва концерн «Мишлен» начал оказывать ощутимую конкуренцию «Бриджстоуну», в сезоне-2003 вышли на новый, запредельный до недавнего времени уровень.
Французские шинники оказались поставщиками резины для трех главных конкурентов «Феррари» -- «Уильямса», «Макларена» и «Рено». И нередко случалось так, что на каком-то этапе лучше выглядела то одна команда, то вторая, то третья, а вот «Скудерия» почти всегда была одна против всех. Произошло даже практически четкое разделение заездов между шинниками по степени «влажности» трассы. Клиенты «Бриджстоуна» лучше выглядели в дождливую погоду, а «Мишлена» -- в ясную. Но поскольку дождь в процентном отношении бывает реже, чем светит солнце, то и «французы» чаще занимали места ближе к первой десятке итогового протокола, чем их конкуренты.
Команды, использующие «Бриджстоун», а это помимо «Феррари» еще «БАР», «Заубер», «Джордан» и «Минарди», начали выказывать недовольство продукцией, которую им поставляют. «БАР», к примеру, попытался в конце сезона переметнуться в «стан врагов», но тут японцы напомнили конюшне, что у них с ней контракт, который следует соблюдать.
Акценты в распределении сил в «Формуле-1» поменялись очень быстро. Если в начале сезона был явный фаворит «Феррари» и несколько команд, пытающихся его догнать, то после «Гран-при Венгрии» за три этапа до конца первенства уже казалось, что еще чуть-чуть -- и колосс рухнет. В личном зачете Михаэль Шумахер опережал Хуана Пабло Монтойю из «Уильямса» на 1 очко, а Кими Райкконена из «Макларена» -- на 2. В Кубке конструкторов конюшня сэра Фрэнка Уильямса лидировала с отрывом 8 очков от «Феррари» и 14 -- от «Макларена».
И тут на фоне своих молчаливых «товарищей по несчастью» «Феррари» попыталась как-то противостоять «французскому монстру». ФИА по наводке «Скудерии» накануне «Гран-при Италии» инициировала скандал о несоответствии шин «Мишлен» техническому регламенту. Якобы эти колеса поначалу удовлетворяют всем параметрам, оговоренным в правилах, однако затем в ходе эксплуатации резина очень быстро «изнашивается», принимает другую форму, что дает автомобилю преимущество. Была даже угроза того, что все болиды, оснащенные французскими колесами, не выйдут на старт и все набранные ими за 13 предыдущих этапов очки будут аннулированы. Но в конце концов разум возобладал. «Мишлен» пошел на попятную, пообещав успеть сделать «правильные» колеса, а «Бриджстоун» вышел моральным победителем из этого конфликта, ознаменовав новый виток шинных войн.
Новая система -- новая интригаКогда в нынешнем межсезонье ФИА произвела целый ряд изменений в техническом и спортивном регламенте чемпионата «Формулы-1», многие скептики не верили, что это может поднять интерес к Королевским автогонкам. По большому счету какая разница -- начислять очки по новой системе 10-8-6-5-4-3-2-1 или по старой схеме 10-6-4-3-2-1, верой и правдой служившей первой «Формуле» с 1991 по 2002 год?
И тут как нельзя кстати прибавили конкуренты «Скудерии». «Уильямс», «Макларен» и «Рено» с разных сторон то и дело наносили удары Шумахеру и компании. В итоге судьба чемпионства в личном и командном зачете решалась в заключительной гонке на японской трассе «Сузука». Да, Райкконен перед последним этапом оставался лишь номинальным конкурентом Шумахера в борьбе за титул (83 против 92 очков). Кими необходима была только победа, в то время как немцу достаточно было приехать восьмым, чтобы не зависеть от чьего-либо результата. Но если бы очки начислялись по старой схеме, то к Японии пилоты подошли бы с такими показателями -- 61 и 77, иными словами -- все было бы кончено уже в США.
Схема 10-8-6-5-4-3-2-1 как раз и призвана помогать вторым и третьим пилотам за счет стабильности попадания в очковую зону сохранять больше шансов на то, чтобы удержаться за лидером. Как раз благодаря новой системе Шумахер и Райкконен финишировали всего в двух очках друг от друга. Последний раз такой плотный финиш был в 1999 году: Мика Хаккинен -- 76 очков, Эдди Ирвайн -- 74.
В командном зачете перед последним этапом шансы на окончательную победу у «Феррари» (147 очков) и «Уильямса» (144 очка) вообще были практически равные. И лишь неудача в Японии Ральфа Шумахера и Хуана Пабло Монтойи позволила «Скудерии» пятый раз подряд и 13-й раз в истории выиграть Кубок конструкторов.
Что и говорить, Михаэль Шумахер становится ходячей легендой. Звездный немец постепенно прибрал к рукам практически все рекорды «Формулы-1». Завоевав шестой чемпионский титул, он оставил позади себя аргентинца Хуана Мануэля Фанхио, властвовавшего на «формульной» арене в 50-е годы. Шуми также является рекордсменом по количеству побед (70), быстрейших кругов (56), очков (1038), подиумов (122), мест на первом ряду стартового поля (91), этапов, в которых он лидировал (110), кругов лидирования (3974) и километров лидирования (18 598).
Из более или менее значимых показателей Шуми пока остались неподвластны достижения бразильца Айртона Сенны по количеству поул-позишн (65) и итальянца Риккардо Патрезе по количеству стартов в «Гран-при» (256). У Михаэля сейчас эти цифры выглядят так: 55 и 193. Если распределение сил в «Формуле-1» в ближайшее время не изменится, то уже к концу 2005 года Шуминатор сможет нагнать бразильского Волшебника, а вот с рекордом Патрезе придется повременить. Дело в том, что у Шумахера действует контракт с «Феррари» до конца 2006 года. Нетрудно посчитать, что из расчета 17 гонок за сезон у немца к концу отведенного срока накопится 244 гонки. В начале 2007 года Михаэлю исполнится 38 лет, а это по нынешним меркам глубоко пенсионный возраст. Наоборот, все чаще слышатся голоса, что Шуми «не протянет» даже до конца срока. Сам шестикратный чемпион мира пока не склонен раскрывать планы относительно своего ближайшего будущего, говоря лишь примерно следующее: «Я буду выступать, пока буду чувствовать себя конкурентоспособным». А зная его амбициозность и стремление всегда быть первым, можно быть уверенным, что он поборется и за седьмой, и за восьмой, и за девятый титул.
Есть, конечно, пилоты, готовые прийти на смену Шумахеру и добиться досрочного завершения его эпохи. Этот список возглавляют 28-летний Хуан Пабло Монтойя из «Уильямса» и 24-летний Кими Райкконен из «Макларена» -- те самые гонщики, которые как могли сражались с Шумахером за титул чемпиона-2003. Потерпев поражение в этой борьбе, но набравшись опыта, они, безусловно, в следующем году будут представлять еще большую опасность для немца, также как и юный Фернандо Алонсо из «Рено», одержавший в этом году свою первую победу. А значит, сезон-2004 будет еще интереснее.
Герои сезона-2003
Этап |
Победитель |
Поул-позишн |
Быстрейший круг |
1. Австралия |
Култхард (Макларен) |
М. Шумахер (Феррари) |
Райкконен (Макларен) |
2. Малайзия |
Райкконен (Макларен) |
Алонсо (Рено) |
М. Шумахер (Феррари) |
3. Бразилия |
Физикелла (Джордан) |
Баррикелло (Феррари) |
Баррикелло (Феррари) |
4. Сан-Марино |
М. Шумахер (Феррари) |
М. Шумахер (Феррари) |
М. Шумахер (Феррари) |
5. Испания |
М. Шумахер (Феррари) |
М. Шумахер (Феррари) |
Баррикелло (Феррари) |
6. Австрия |
М. Шумахер (Феррари) |
М. Шумахер (Феррари) |
М. Шумахер (Феррари) |
7. Монако |
Монтойя (Уильямс) |
Р. Шумахер (Уильямс) |
Райкконен (Макларен) |
8. Канада |
М. Шумахер (Феррари) |
Р. Шумахер (Уильямс) |
Алонсо (Рено) |
9. Европа |
Р. Шумахер (Уильямс) |
Райкконен (Макларен) |
Райкконен (Макларен) |
10. Франция |
Р. Шумахер (Уильямс) |
Р. Шумахер (Уильямс) |
Монтойя (Уильямс) |
11. Великобр. |
Баррикелло (Феррари) |
Баррикелло (Феррари) |
Баррикелло (Феррари) |
12. Германия |
Монтойя (Уильямс) |
Монтойя (Уильямс) |
Монтойя (Уильямс) |
13. Венгрия |
Алонсо (Рено) |
Алонсо (Рено) |
Монтойя (Уильямс) |
14. Италия |
М. Шумахер (Феррари) |
М. Шумахер (Феррари) |
М. Шумахер (Феррари) |
15. США |
М. Шумахер (Феррари) |
Райкконен (Макларен) |
М. Шумахер (Феррари) |
16. Япония |
Баррикелло (Феррари) |
Баррикелло (Феррари) |
Р. Шумахер (Уильямс) |
Чемпионы мира в «эпоху Шумахера»
Год |
Чемпион |
Команда |
1991 |
Айртон Сенна (Бразилия) |
Макларен |
1992 |
Найджел Мэнселл (Великобритания) |
Уильямс |
1993 |
Ален Прост (Франция) |
Уильямс |
1994 |
Михаэль Шумахер (Германия) |
Бенеттон |
1995 |
Михаэль Шумахер (Германия) |
Бенеттон |
1996 |
Дэймон Хилл (Великобритания) |
Уильямс |
1997 |
Жак Вильнев (Канада) |
Уильямс |
1998 |
Мика Хаккинен (Финляндия) |
Макларен |
1999 |
Мика Хаккинен (Финляндия) |
Макларен |
2000 |
Михаэль Шумахер (Германия) |
Феррари |
2001 |
Михаэль Шумахер (Германия) |
Феррари |
2002 |
Михаэль Шумахер (Германия) |
Феррари |
2003 |
Михаэль Шумахер (Германия) |
Феррари |
Первенство пилотов
|
очки по новой схеме |
очки по старой схеме |
М. Шумахер |
93 |
77 |
Райкконен |
91 |
67 |
Монтойя |
82 |
62 |
Баррикелло |
65 |
48 |
Р. Шумахер |
58 |
41 |
Алонсо |
55 |
36 |
Култхард |
51 |
33 |
Трулли |
33 |
15 |
Баттон |
17 |
6 |
Уэббер |
17 |
3 |
Френтцен |
13 |
7 |
Физикелла |
12 |
10 |
Да Матта |
10 |
2 |
Панис |
6 |
2 |
Хайдфельд |
6 |
2 |
Вильнев |
6 |
2 |
Жене |
4 |
2 |
Сато |
3 |
1 |
Фирмэн |
1 |
0 |
Уилсон |
1 |
0 |
Всего |
624 |
416 |