|
|
N°193, 15 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вторая смерть Клемансо
Заслуженный авианосец пустили на иголки
Он был не в состоянии, как авианосец "Шарль де Голль", вытолкнуть из катапульты на скорости 260 км в час 20 истребителей с интервалом в 12 секунд. Он не мог принимать на своем борту бомбардировщики весом в 20 тонн, у него была обычная силовая установка вместо атомного реактора. Зато, названный в честь премьер-министра Жоржа Клемансо, одного из героев Франции, и спущенный на воду в 1962 году самим генералом де Голлем, он считался живой памятью французского военно-морского флота.
"Клем" -- так любовно звали французы авианосец "Клемансо". В 1997 году, сразу после возвращения из последней кампании у берегов Югославии, корабль отправили в отставку. С тех пор все гадали о будущем некогда главного корабля ВМФ Пятой республики. Одни пророчили ему судьбу авианосца "Фош", ныне продолжающего бороздить моря и океаны под бразильским флагом и под новым именем "Сан-Паулу". Другие предполагали сделать на огромной палубе судна (длина 259 метров) кинотеатр, музей или даже аэродром. Третьи вообще добивались затопления "Клема" и превращения его в искусственный риф на рейде Марселя... Ничего подобного не получилось. На покупку постаревшего авианосца, приписанного к порту Тулона, не нашлось ни денег, ни желающих. Гиганта, не моргнув, пустили на иголки.
Как выяснилось сейчас, за несколько миллионов франков -- даже не евро! -- "Клемансо" продали полтора года назад испанской фирме Gijonese de Desquaces, специализирующейся на утилизации отходивших свой срок кораблей. Огромное судно будет разрезано на части, которые пойдут в последующую переработку. На днях на глазах у многочисленных тулонцев, многие из которых не скрывали слез, "Клемансо" -- с едва читаемым названием на борту, пустой, без вооружения, аппаратуры и флага -- вышел в море в свой последний путь. "Похорон не было, лучше бы он затонул", -- сказал о тягостной церемонии Антуан Гуллэ, один из офицеров, прослуживших на "Клемансо" немало лет.
Петр РОЗВАРИН, Париж