|
|
N°193, 15 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вальтер Швиммер: Надеюсь, что наша работа в Чечне будет продолжаться и в дальнейшем
Отказ Парламентской ассамблеи Совета Европы направить наблюдателей на прошедшие в октябре президентские выборы в Чечне вызвал сожаление в Москве. После такого решения ПАСЕ заговорили даже о том, что ассамблея, для которой на протяжении многих лет тема Чечни была одной из центральных, сейчас утрачивает интерес к ситуации в республике. О том, изменилась ли позиция Совета Европы по отношению к чеченской проблематике, а также о других аспектах отношений с Россией рассказал в Страсбурге генеральный секретарь этой старейшей европейской организации Вальтер ШВИММЕР в интервью корреспонденту агентства Интерфакс Григорию ДУБОВИЦКОМУ -- специально для газеты "Время новостей".
-- Г-н Швиммер, руководитель российской делегации в ПАСЕ Дмитрий Рогозин назвал решение ассамблеи не посылать наблюдателей в Чечню непродуктивным шагом в отношениях между Россией и Советом Европы. Можно ли сказать, что ПАСЕ утратила интерес к событиям в Чечне?
-- Я не согласен с такой постановкой вопроса. Думаю, г-н Рогозин не учел одну важную деталь. Парламентская ассамблея посылает наблюдателей, как правило, на выборы национального уровня. Выборы же в Чечне -- это региональный уровень, как, скажем, выборы в Санкт-Петербурге. Так что если бы ПАСЕ направила наблюдателей в Чечню, это было бы исключительным решением.
Хочу также напомнить, что Совет Европы давно занимается проблемами Чеченской Республики. В регионе находятся наши эксперты по правам человека. К сожалению, с апреля этого года они не могут вернуться непосредственно на территорию Чечни, но они работают в соседних республиках. Перед выборами мы проводили обучение членов избирательных комиссий, штабов кандидатов в президенты.
Еще раз повторю: Совет Европы крайне заинтересован в нормализации и демократизации ситуации в Чечне. Надеюсь, что наша работа там будет продолжаться и в дальнейшем, независимо от того, были или нет наши наблюдатели в этой республике в какой-то конкретный день.
-- Некоторые политики на Западе, в частности в США, высказывали мнение, что президентские выборы в Чечне должны были быть проведены позднее, поскольку в республике до сих пор продолжаются боевые действия. Согласны ли вы с этим?
-- Это очень сложный вопрос. С одной стороны, население Чечни должно управляться своими демократически избранными представителями. С другой -- и это также очевидно -- для того, чтобы провести свободные, честные и открытые выборы, необходимы предварительные условия. Прежде всего должна быть обеспечена безопасность людей, проживающих в республике.
Поэтому очень сложно понять, пришло время для выборов или нет. Как вы знаете, Парламентская ассамблея Совета Европы приняла решение не посылать наблюдателей в Чечню в основном по соображениям безопасности. Помимо этого после того, как несколько кандидатов отказались участвовать или были сняты с выборов, их альтернативный характер был утерян. Альтернатива на выборах -- необходимый атрибут демократии, когда вы можете сказать "да" или "нет".
-- Позиция многих международных организаций в отношении ситуации в Чечне остается неоднозначной. Как на эту проблему смотрят в Совете Европы?
-- Должен сказать, что процесс демократизации и восстановления законности и прав человека в Чечне, к сожалению, идет достаточно медленно. И это то, что нас действительно беспокоит, поскольку Чеченская Республика является субъектом Российской Федерации и, соответственно, частью региона Совета Европы. Все российские граждане и остальные 800 млн европейцев, считаю, должны пользоваться неотъемлемыми правами.
Люди в Чечне до сих пор напуганы насилием, террористическими атаками. Ситуация с безопасностью там неудовлетворительная. Поэтому все мы должны делать гораздо больше для достижения нормализации обстановки в Чечне.
-- Россия до сих пор не ратифицировала протокол №6 Европейской конвенции по правам человека о запрете смертной казни. Насколько это осложняет наши отношения?
-- Конечно, я бы приветствовал ратификацию этого протокола Россией. Она остается одной из немногих стран, которые пока не сделали этого. Но, безусловно, в настоящее время я приветствую решение России о соблюдении моратория на смертную казнь. Таким образом, ваша страна соблюдает взятые на себя международные обязательства. Уверен, что Россия ратифицирует протокол, потому что до тех пор, пока этого не произошло, определенная проблема в ее отношениях с Советом Европы сохраняется. Впрочем, это не главная проблема.
-- Как вы оцениваете нынешнее состояние и перспективы отношений между Россией и Советом Европы?
-- У нас запланировано много двусторонних программ. В частности, вместе с российской стороной мы планируем провести конференцию по межкультурному диалогу в Нижнем Новгороде. В бюджете Совета Европы на будущий год мы намерены выделить средства на многие другие мероприятия, которые будем проводить во взаимодействии с Россией. В целом мы планируем расширить число таких программ.
Россия -- важный партнер Совета Европы. Принятие России в СЕ было правильным решением. Без вашей страны организация была бы неполной.
Беседовал Григорий ДУБОВИЦКИЙ