|
|
N°56, 30 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лондонское метро станет нью-йоркским
На это надеется "красный" Кен
Вчера завершилась суточная забастовка работников лондонского метрополитена, и сегодня утром движение возобновилось в полном объеме. Московскому метро со всеми его проблемами далеко до той разрухи, до которой докатилась лондонская подземка за почти 150 лет своего существования. Подумать только -- открытие метро в британской столице почти совпадает по времени с отменой в России крепостного права! Нельзя сказать, что с тех пор лондонское метро не ремонтировали, но все-таки, видимо, не слишком радикально. Для модернизации требуются колоссальные капиталовложения. Правительство готово выделить лишь чуть больше 4 млрд фунтов, но это для обветшавшей, изношенной инфраструктуры -- капля в море. Выходом могут быть привлечение частных инвесторов и частичная приватизация подземной структуры, но именно против этого и протестуют работники метрополитена, второй раз за короткий период выходящие на забастовку. Они уверены, что приватизация не только приведет к сокращению числа рабочих мест, но и пагубно скажется на безопасности движения. А пользуются лондонским метро ежедневно 3 млн пассажиров. Местная публика не забыла, как бездарно была проведена приватизация железных дорог. Теперь одна компания владеет рельсами, другая -- семафорами и системами безопасности и управления движением, третья -- вагонами. В результате движение по британским железным дорогам примерно так же эффективно, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку.
Особую остроту ситуации придает тот факт, что забастовщиков поддерживает не только новый глава метрополитена американец Боб Кайли, но и пригласивший его на эту должность мэр Лондона Кен Ливингстон. Год назад левый, если не сказать "красный", Кен победил на выборах, в том числе и под лозунгом наведения порядка в метро. Считается, что лондонцы настолько сердиты на переполненность вагонов, на бесконечные задержки и стояние в тоннелях, что в знак протеста проголосовали за этого экстравагантного политика. Теперь Ливингстон добивается от правительства отказа от планов частичной приватизации метро и противопоставил им диктатуру жесткого американского менеджера. Боб Кайли прославился тем, что вернул к жизни совсем уж было пропавшее нью-йоркское метро. Впрочем, в кабинете министров иначе смотрят на прошлое нового директора лондонской подземки. Министр по делам Лондона Кит Хилл утверждает, что при Кайли безопасность нью-йоркского метро была в 40 раз хуже, чем в лондонском. Как бы там ни было, но сейчас группа юристов изучает возможность объявить правительственные планы приватизации незаконными.
Подспорьем в решении финансовых вопросов могли бы послужить доходы от рекламы. Ежегодно она приносит в казну подземки 30 млн фунтов. Однако только за последнюю неделю дирекция лондонского метро запретила три рекламных сюжета, которые, с ее точки зрения, оскорбляют общественную мораль. Это, во-первых, страстно целующаяся полуодетая парочка, старавшаяся во славу радиостанции Heart FM. Во-вторых, группа обворожительных красоток, рекламирующих бикини и магазин "Селфриджиз", -- одна из девушек, видимо, слишком очевидно собиралась снять трусики. В-третьих, нас защитили от обложки автобиографической книги писателя Мартина Эмиса, на которой он изображен с сигаретой в зубах, причем явно в слишком юном для курения возрасте. Заметим, что все сюжеты были одобрены Комиссией по рекламным стандартам, которая обязана определять, не содержится ли в тексте заведомый обман, а в изображении -- оскорбление общественной нравственности. Так, уже на первом этапе комиссия забраковала рекламу одного из английских элей с надписью "Немецкое пиво -- дерьмо!"
"Кто дал боссам метро право считать себя блюстителями нравственности?" -- негодуют лондонские продвинутые интеллигенты. Однако дирекция подземки отвечает на это, что полагает себя обязанной проявлять удвоенную бдительность, поскольку в отличие от страниц журнала или газеты реклама в метро навязывает себя людям, -- от нее не спрячешься и поневоле будешь глазеть на нее изо дня в день.
Генри ФЕОФАНОФФ, Лондон