|
|
N°193, 15 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Принесенные призраками
Фестиваль аниме-фильмов в кинотеатре «Пионер»
В течение четырех вечеров начиная с завтрашнего в московском кинотеатре «Пионер» будут править бал пубертатные девочки-убийцы, охотники на вампиров и инопланетные музыканты, на раз покоряющие земную аудиторию. Когда-то японские мультфильмы семидесятых--восьмидесятых годов (от «Двенадцати месяцев» и «Новых приключений кота в сапогах» до «Русалочки» и «Таро -- сын дракона») были неплохо знакомы российским кинозрителям, завсегдатаям «Баррикад» и малого зала «России». Потом произошел изрядный перерыв, и как следует о японских рисованных фильмах вспомнили лишь совсем недавно, после всепланетного триумфа фильмов живого аниме-классика Хаяо Миядзаки (его «Принцесса Мононоке» стала чемпионом азиатского кинопроката, а «Унесенные призраками» получили «Золотого медведя» кинофестиваля в Берлине, «Оскара» как лучший анимационный фильм и награду Японской киноакадемии как лучший фильм года плюс еще призов и регалий без счета). Но как бы ни был велик и гениален Миядзаки (а он велик и гениален ровно настолько, насколько это вообще можно себе представить), в айсберге аниме он является даже не верхушкой, а всего лишь гордым альбатросом, присевшим отдохнуть на видимой европейцу вершине. Ибо внизу, в бесконечных глубинах скрывается еще много чего интересного.
Фестиваль откроется премьерой фильма Казухисы Такеноучи «Интерстелла 5555» -- нарисованного знаменитым Лейдзи Мацумото и озвученного не менее знаменитой группой Daft Punk «аниме-мюзикл в стиле хаус» -- как раз про тех самых инопланетных музыкантов, покоривших Землю. С 30 октября фильм выходит в относительно широкий прокат, тогда о нем и стоит поговорить. Закроется же фестиваль, как ни странно, южнокорейским фильмом «Моя дорогая Мари» (или «Страна фантазий»), вполне романтическим фэнтези в стиле того же Миядзаки и в духе «летящих сказок» Владислава Крапивина. Между ними -- эпос «Однажды много лет назад» (на лицензионном видео известный как «Виндария») от изобретателя «Покемонов» Кунихико Юямы, история параллельных миров, где вовсю правят меч и магия; «Сол Бьянка» про одноименный космический корабль, укомплектованный неизменными девицами в школьной форме; два фильма Ясуоме Уметсу -- «Меццо-форте» и «Кайт», оба про девушек-убийц, оба могли бы быть неплохими боевиками (сцена проваливающегося сквозь асфальт автобуса в «Кайт» поражает по-настоящему, на равных с настоящими кинематографическими трюками), если бы не назойливые и абсолютно излишние эротические (назовем их, пожалуй, так, хотя на языке просятся определения поядренее) сценами, добавленными в «авторский режиссерский вариант». А также совсем уж классический, известный даже неофитам «Манускрипт ниндзя» Ясиаке Кавадзири -- впрочем, чрезмерная популярность кажется единственным недостатком этого выдающегося полотна из жизни Японии семнадцатого века, где древние демоны и колдовство занимают ведущие позиции, а головы так и летят с плеч под мечом вольнонаемных воинов-призраков.
И наконец, жемчужина фестиваля -- «Хеллсинг» Уманосуке Иды и Ясунори Юраты, история о вампире Алукарде (то есть Дракуле наоборот), сражающемся с другими вампирами на стороне людей -- по одному ему ведомому хотению. Безусловный шедевр вампирской темы ида и анимации вообще, изумительно нарисованный, роскошно озвученный и умный фильм, забирающий душу без остатка. Очень черный юмор, весьма скептическое отношение к Ватикану, по-настоящему харизматичный главный герой в красном плаще, рокерскими патлами и очками а-ля молодой Егор Летов -- больше для счастья ничего и не нужно. «Хеллсинг» надо смотреть даже тем, кто относится к аниме скептически.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ