Время новостей
     N°56, 30 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.03.2001
Вице-спикер внутренних дел
Назначение министром внутренних дел думского деятеля из проправительственной фракции использовалось в дореволюционный период царем для укрепления правительства преданными людьми.

Впервые это произошло в сентябре 1915 года, когда министром внутренних дел стал лидер думских правых Алексей Хвостов. Впервые Николай II пытался продвинуть его на этот пост еще в 1912 году, однако тогда этому воспрепятствовал премьер Владимир Коковцов, писавший императору: «Хвостов не удовлетворяет ни одному из тех требований, которые должны быть предъявлены к министру внутренних дел. У него нет никакого административного, а тем более государственного опыта, он никогда не прикасался ни к одному из элементов сложной государственной машины. Он человек всем известных, самых крайних убеждений, находящихся в полном противоречии с тем строем государственной жизни, который насажден державной волей».

Коковцова уволили еще в январе 1914 года, поэтому назначение Хвостова в 1915 году не встретило особенного сопротивления. Став министром внутренних дел, он не нашел ничего лучшего, как организовать общество по борьбе с дороговизной, и занялся борьбой с Распутиным. Он даже готовил заговор с целью устранения «старца», за что и поплатился отставкой спустя полгода после своего назначения -- стало известно, что он встречался с одним из руководителей армейской контрразведки Оскаром Энкелем, грозившимся, что «Гришка попадет под трамвай».

В сентябре 1916 года кресло министра внутренних дел занял один из лидеров октябристов, товарищ (заместитель) председателя Думы Александр Протопопов. В начале своей политической деятельности он не раз критиковал царя, однако затем стал верным слугой престола. Некоторые думские деятели объясняли причину смены политического курса прогрессивным параличом мозга министра. Лидер кадетов Павел Милюков вспоминал забавный эпизод во время посещения думской делегацией Италии: «К окну протиснулся Протопопов, красный от возлияний Бахусу, и стал хриплым голосом выкрикивать французские слова, ломая их на оперный лад и воображая, что он говорит по-итальянски. Я усердно дергал его за фалды, скоро его запас истощился, и он умолк, догадавшись сконфузиться». Еще будучи вице-спикером, Протопопов выполнял сомнительные поручения высшей власти, вроде встречи со специальным германским посланцем Вартбургом, с которым вел предварительные переговоры об условиях сепаратного мира. Протопопов сохранял свой пост до Февральской революции, причем не раз предлагал прекратить заседания Думы до конца войны.

Павел АПТЕКАРЬ