|
|
N°192, 14 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кремлевский бой
Союз нам только снится
Сегодня в Москве состоится заседание высшего госсовета союзного государства России и Белоруссии. В Кремле в очередной раз усядутся за стол руководители двух братских народов, включая президентов, премьеров, спикеров парламентов и ключевых министров. И в очередной раз они подведут итоги строительства союза. В повестке дня такие важные вопросы, как утверждение отчета об исполнении союзного бюджета за 2001 (?) год, обсуждение хода исполнения бюджета нынешнего года и даже бюджетных параметров на 2004 год.
Кроме того, предстоит обсудить совместные мероприятия по празднованию 60-летия победы в Великой Отечественной войне, а также выполнение Программы совместных действий России и Белоруссии в области внешней политики. Оказывается, существует и такой документ. А на иронические улыбки по этому поводу, во всяком случае в Кремле, отвечают вопросом: «А кто скажет, что мы не поддерживаем стремление Минска к интеграции в европейские структуры?»
Одним словом, руководству двух государств будет о чем сегодня поговорить. Как по повестке дня, так и за ее пределами. Самое главное как раз за этими «пределами».
А там именно то, что ни российский, ни белорусский официоз накануне проведения госсовета комментировать, во всяком случае публично, не желает. Если не считать, конечно, сделанных на днях дежурных заявлений президента Лукашенко о «непоколебимости» суверенитета и независимости Белоруссии, которые «не подлежат обсуждению». Белорусский батька собирался в Москву как на битву, намереваясь отстаивать в Кремле свои условия введения единой валюты. Г-н Лукашенко хочет увязать эту проблему с подготовкой конституционного акта союзного государства. А на прошлой неделе, встречаясь в Киеве с президентом Украины Кучмой, он и вовсе предложил отложить введения единой валюты до решения этой проблемы в рамках Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Другими словами, перенести этот вопрос «до греческих календ».
В российской столице на эти инициативы предпочли внимания не обращать. Впрочем, и сражаться на этом поле с белорусскими братьями сегодня здесь не собираются. В Москве уже поняли: в обещанные сроки, к 1 января 2004, «союзной» валюты, даже в виде безналичного рубля, не будет. Теме не менее, как сказал газете «Время новостей» высокопоставленный кремлевский источник, «мы не собираемся по этому поводу посыпать голову пеплом, надо набраться терпения и отвечать на любые вопросы, умные они или глупые». «В конце концов, мы не должны ограничивать себя рамками ближайших трех-четырех лет, -- говорит чиновник, -- и у нас проблем с союзным государством нет, если даже уходят лидеры, народы-то остаются...»
По «рублевому» поводу пожелавший остаться неизвестным влиятельный эксперт российского правительства пересказал нашей газете диалог, состоявшийся у него недавно с и.о. белорусского премьера Сергеем Сидорским. В ответ на утверждение последнего, что единая российско-белорусская валюта должна быть аналогом валюты Евросоюза, евро, г-ну Сидорскому откровенно заметили, что пока об этом не может быть и речи: «Давайте сначала пойдем по пути Люксембурга и Бельгии, которые еще в 1922 году заключили валютный союз, и бельгийский франк стал также и люксембургской денежной единицей. Маленькая страна только выиграла от вхождения в валютную зону большей страны, не потеряв при этом ни грана суверенитета». Если вспомнить искреннее недоумение российского премьера Касьянова в связи с требованиями Белоруссии предоставить ей компенсации за введение единой валюты (мол, мы не собираемся доплачивать за подъем белорусской экономики), то излишне предполагать, что позиция Москвы сегодня претерпит какие-то изменения.
Не собираются россияне сегодня серьезно обсуждать и недавно возникшее желание Минска считать своей собственностью белорусский участок трубопровода, принадлежащий российскому «Транснефтепродукту», -- еще один камень преткновения на пути к союзу. Право собственности России на эту трубу было зафиксировано еще Бишкекскими соглашениями 1992 года, и даже Латвия, не говоря уж о Казахстане, давно подтвердила это право в отношении участков трубы «Транснефтепродукта», проходящих по ее территории. Точно так же в Москве «не понимают» непомерно завышенной стоимости, произвольно заявленной Минском, подлежащего частичной приватизации «Газпромом» предприятия «Белтрансгаз» (около 5 млрд долларов).
А потому неотмененным на сегодняшний день остается распоряжение российского премьера Касьянова перейти с 1 января на рыночные отношения в расчетах с Белоруссией за поставляемый ей российский газ. «Газпром» не станет отпускать газ по внутрироссийским тарифам не входящему в его структуры подразделению («Белтрансгазу»). Комментируя это обстоятельство, эксперт белорусского аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук не скрывает своего пессимизма. «Россия ничего не потеряет, если будет держать Белоруссию в подвешенном состоянии по цене на газ. В связи с этим у Минска в скором времени возникнут проблемы с бюджетом, он не сможет сверстать его доходную и расходую части, время играет в пользу России», -- говорит белорусский эксперт.
Так что ожидать «исторических» прорывов от сегодняшнего российско-белорусского союзного госсовета явно не приходится.
Наталья ВИКТОРОВА, Минск