|
|
N°192, 14 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Автогражданку" судят
Дума рассматривает поправки в "социально важный" закон
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), вступивший в силу лишь 1 июля, уже сегодня попадет под предвыборный пресс. На пленарное заседание Госдумы вынесено 15 законопроектов об изменениях в этот документ. Комитет Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять лишь две поправки -- о льготах для пенсионеров и инвалидов, а также о переносе срока введения штрафных санкций за отсутствие полиса. Последнее предложение страховщики считают медвежьей услугой, которую депутаты оказывают избирателям в преддверии парламентских выборов.
Закон об обязательной "автогражданке" касается всех российских автомобилистов. С начала года введение закона находилось под угрозой срыва из-за того, что правительство никак не могло утвердить страховые ставки и правила ОСАГО. Базовый тариф для физических лиц определен в 1980 рублей, а итоговая стоимость страховки зависит от мощности двигателя, стажа водителя и региона использования автомобиля. По закону страховой полис необходим при прохождении техосмотра и регистрации автомобиля в ГИБДД, сотрудники которой начнут штрафовать нарушителей с 1 января 2004 года.
Председатель банковского комитета Госдумы Валерий Зубов вчера заявил, что парламентарии осознали социальную значимость ОСАГО и решили «взять за основу законопроект, который направлен на снижение тарифов».
Вот что содержится в поправках, одобренных банковским комитетом. Первая предусматривает предоставление льгот в размере 50% от базового тарифа пенсионерам и инвалидам I и II групп -- владельцам отечественного автомобиля не старше пяти лет. Причем за рулем должен находиться сам пенсионер (инвалид). Остальным клиентам страховые компании должны предоставить скидку 10% от стоимости полиса. Наконец, срок действия сезонного полиса (для тех, например, кто ездит на машине только летом) предлагается уменьшить с шести месяцев до трех. В этом случае применяется понижающий коэффициент.
Вторая поправка предполагает перенос срока введения штрафов за отсутствие полиса на полгода -- с 1 января на 1 июля 2004 года.
По словам главного страхового лоббиста нижней палаты, президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александра Коваля, если законопроекты будут приняты в рекомендованном виде, многие страховщики потеряют рентабельность. «У компаний могут возникнуть серьезные проблемы, ведь система ОСАГО выстраивается и рассчитывается не на один год, -- говорит депутат. -- А если взять скидки, тут же возникает вопрос: за чей счет они появляются? И никакие принципы социальной справедливости здесь не соблюдаются».
Страховщики, которые уже порядком устали от предвыборного популизма народных избранников, недовольны не только изменением только что принятых правил игры, но и собственно содержанием поправок. «Из всех внесенных поправок эти две наиболее взвешенные. Но где мы будем брать деньги на компенсацию скидок? -- интересуется замгендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. -- Трехмесячный сезонный полис автовладельца не защитит. Ну кто у нас пользуется машиной в течение всего трех месяцев? А от переноса срока действия штрафов клиенты тоже ничего не выиграют. Оттягивать это дело -- совсем невнятное предложение».
«Поправки скорее всего не будут работать, -- разделяет мнение коллеги статс-секретарь «Росгосстраха» Игорь Игнатьев. -- Предлагаемые скидки создадут угрозу появления новых финансовых пирамид и компаний-однодневок. Но самое главное в том, что эти поправки не затрагивают главных проблем ОСАГО и не учитывают реальной ситуации». «Такое впечатление, что депутаты после голосования в Думе сделают вид, что совершили нечто особенное, не решив ровным счетом ничего», -- заключает Игорь Иванов.
Алексей РОЖКОВ