|
|
N°192, 14 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Убежище для большевика
Генпрокуратура РФ отказалась отдать Латвии Владимира Линдермана
Генпрокуратура РФ вчера объявила об отказе в выдаче латвийским властям Владимира Линдермана -- лидера латвийского отделения Национал-большевистской партии (НБП), соратника Эдуарда Лимонова, известного в партийных кругах под псевдонимом Абель. Российская сторона мотивировала решение тем, что уголовное преследование г-на Линдермана в Латвии, где его пытались обвинить ни много ни мало в подготовке покушения на президента страны, носит политический характер. Столь категоричным и неделикатным ответом на запрос о выдаче «не своего гражданина» Линдермана российские власти, очевидно, решили продемонстрировать не только Латвии, но и другим прибалтийским государствам свою решимость в защите проживающего там русскоязычного населения. Кроме того, не исключено, что Генпрокуратура этим еще и отыгралась перед Западом за своих «клиентов» Бориса Березовского и Юлия Дубова, получивших недавно политубежище в Англии.
Вчера же г-н Линдерман был выпущен из СИЗО «Лефортово», в котором провел почти три недели. Задержание его было окутано завесой тайны, правда, состоявшееся раскрытие ее наши спецслужбы отнюдь не украсило.
19 января нынешнего года Владимир Линдерман приехал из Риги в Саратов, где дал свидетельские показания по делу лидера НБП Эдуарда Лимонова. Его выступление в суде фактически развалило основное обвинение, поскольку главной уликой против Лимонова представители ФСБ называли экстремистский текст статьи «Проект «Вторая Россия» (из-за нее лидеру НБП инкриминировали призывы к свержению конституционного строя). На деле же ее автором был Линдерман.
Уже на следующий день после его выступления в Саратове латвийские спецслужбы начали репрессии против местных нацболов -- прошли обыски, нескольких партийцев арестовали, а сам г-н Линдерман объявлен в международный розыск. После этого он решил не возвращаться на родину, а прибыл в Москву и направил российским властям ходатайство о присвоении ему статуса беженца.
Однако утром 24 сентября г-н Линдерман загадочно исчез, выйдя из штаба НБП на 2-й Фрунзенской улице. Как рассказал вчера сам Абель, в то утро он вышел в аптеку купить цитрамон. Неожиданно несколько «очень мясистых мужиков» надели на него наручники и затолкали в машину. Уже по пути они представились сотрудниками ФСБ, но не предъявили документов. Полторы недели Абель был лишен связи с внешним миром, к нему не допускали адвоката. Тем временем нацболы в поисках пропавшего соратника обратились в милицию, которая начала его розыск, а спецслужбы факт задержания г-на Линдермана опровергали. Первым "нашел" Абеля депутат Госдумы Виктор Алкснис, который сообщил, что его задержала ФСБ по поручению Генпрокуратуры. А 8 октября товарищи по партии получили письмо от самого Абеля.
Как вчера рассказал г-н Линдерман, сейчас он намерен продолжить оформление документов на предоставление ему гражданства РФ либо статуса беженца. Решение Генпрокуратуры он оценил как торжество здравого смысла: «В России все-таки есть люди патриотически настроенные и понимающие, что в нынешних условиях означает выдать человека Латвии, где до сих пор продолжается политика национального неравенства и угнетения русского населения. Ведь на меня подала запрос та генпрокуратура, которая месяц назад требовала для престарелого партизана Кононова 12 лет заключения».
Ярослав ЗОРИН