|
|
N°192, 14 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лоббистам хватит работы на 170 лет
Депутаты с Севера настаивают на пересмотре бюджета-2004
Накануне второго чтения бюджета свои претензии к этому документу высказали северные лоббисты. На вчерашних парламентских слушаниях «Север в проекте бюджета-2004» комитет Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока заявил, что бюджет необходимо изменить как минимум по пяти позициям. В частности, увеличить субсидии на северный завоз на 800 млн рублей, дать 700 млн рублей субвенций Дальнему Востоку на покрытие затрат по энерготарифам, на 400 млн увеличить финансирование федеральной программы по развитию Дальнего Востока и на 10 млн продотировать развитие традиционных занятий коренных малочисленных народов. Требования, по сути, те же самые, что и в прошлый, и позапрошлый год, но с разницей в цифрах.
Стало уже ежегодной традицией, что северные лоббисты активизируются в Думе именно ко второму чтению, в ходе которого обсуждается расходование бюджетных средств на различные фонды помощи регионам. И хотя практически нулевые результаты их усилий тоже стали обычными (на практике деньги для Севера выбивают вовсе не депутаты, а губернаторы), думские представители от северных территорий своих попыток не оставляют. Видимо, каждого из них греет мечта когда-либо стать губернатором. Поэтому из года в год они повторяют одни и те же требования и из года в год получают один и тот же отказ. К примеру, каждый раз комитет по делам Севера настаивает на том, что средства господдержки северного завоза нужно выделить в отдельную строку в фонде финансовой поддержки субъектов РФ. И каждый раз Минфин им отвечает, что подобное выделение нарушит принцип равенства взаимоотношений субъектов с федеральным центром.
В этом году усилия северных лоббистов скорее всего пройдут вообще вхолостую. Дело в том, что центристы уже гарантировали правительству лояльное отношение к правительственному проекту бюджета, и эта договоренность действовала не только в первом чтении, но, похоже, актуальна и во втором. По крайне мере бюджетный комитет отклонил абсолютно все поправки, подготовленные ко второму чтению, в том числе и по сокращению ряда статей в пользу северных нужд.
Теперь взять реванш депутаты северных территорий, как уверяли они на парламентских слушаниях, попытаются в третьем чтении. Например, они хотят добавить средств в раздел помощи социально-экономическому развитию Курил и Сахалина, добавить средств на поддержку традиционной северной промышленности, в том числе угольной и рыбодобывающей, а также попытаться изыскать деньги на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. Правда, вряд ли северным лоббистам это удастся, так как средства на эти требования могут быть взяты только за счет перераспределения расходов внутри фондов поддержки регионов. А сделать это им помешают депутаты других территорий.
Столь малая надежда на успех ничуть не смущает депутатов от Севера. Ведь любая атака на бюджет в предвыборный момент пригодится не только одномандатнику (которых большинство среди самых стойких северных лоббистов), желающему продлить свое присутствие в думе еще на четыре года, но и любому партийцу, прошедшему в Думу по региональным спискам. С точки зрения имиджа депутата защита северных интересов -- наиболее выигрышная позиция. Причем независимо от конечных результатов и от того, предвыборный идет год или нет. К примеру, тема надбавок к северным пособиям поднимается ежегодно и всегда благодарно воспринимается северным населением. Как сказала вчера глава комитета по делам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко, если государство будет продолжать финансировать переселение с Севера такими же темпами, как сейчас, то оно кончится лишь через 170 лет. И хотя это не предмет для иронии, но именно столько лет критика северной политики государства будет приносить дивиденды депутатам.
Ирина СКЛЯРОВА