|
|
N°192, 14 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иракцы мечтают о несбыточном
Почему в Ираке продолжают греметь взрывы? Почему иракцы сопротивляются? Разве они не рады избавлению от кровавого режима? Президент Буш запросил у конгресса еще 87 млрд на продолжение операции, но эти ассигнования вряд ли помогут американцам понять причины продолжения сопротивления в Ираке.
А ведь сломить его нетрудно. Современные арабы уже, говоря попросту, не вояки. Вся их пассионарность рассеялась по свету вместе с распространением ислама. Вспомним хотя бы Шестидневную войну в июне 1967 года, когда Израиль нанес сокрушительное поражение нескольким арабским армиям и занял Западный берег реки Иордан.
Ключ к разгадке продолжения сопротивления, которое до сих пор уносит жизни в Ираке, кроется в арабской ментальности. Саддам Хусейн, как и практически каждый арабский лидер, непотопляем. Для многих он и по сей день герой, который посмел встать на пути Америки, а следовательно, и «сионистского образования», как называют арабы Государство Израиль.
Арабский образ мыслей таков, что любой лидер при жизни -- это отец нации, перед которым население раболепствует. Таким он остается для многих и после смерти или насильственного отлучения от власти. Мирным демократическим путем власть в арабских государствах передается крайне редко.
Свержение Саддама можно рассматривать с двух точек зрения -- общемировой и узкоарабской. С общемировой, или, если угодно, гуманистической точки зрения свержение Саддама бесспорно исторически положительно, поскольку еще одним кровавым диктатором стало меньше. США заслуженно ожидали, что иракцы будут безмерно им благодарны. Однако арабская ментальность вступила в противоречие с общемировыми ценностями и приняла формы вооруженного сопротивления присутствию США и их союзников в Ираке.
Иракский опыт показывает, что не все арабы готовы принять демократию в тех формах, что предлагают американцы. Арабских руководителей можно разделить на четыре категории: короли, эмиры, султан (как в Омане) и президенты. Однако в арабском мире все президенты обладают не меньшей властью, чем коронованные особы. Поэтому демократическое голосование за высших должностных лиц там считается излишним.
Арабы живут прошлым, мечтая вовсе не о демократии, а о чем-то несбыточном. Во временной иракской конституции, принятой в 1970 году, говорилось, что «основная цель Ирака -- создание единого арабского государства и установление социалистического строя». Социалистический строй уже неактуален, но идея арабского единства все еще будоражит некоторые беспокойные умы. Единственная проблема здесь в том, что определить, какие страны будут входить в это «единое арабское государство», невозможно.
Прежде всего, ни у кого, включая самих арабов, нет вразумительного ответа на простой на первый взгляд вопрос: сколько в мире существует арабских стран? Далее, все арабы считают Палестину независимым государством, хотя это самопровозглашенное образование.
Затем, идут разногласия уже в самом арабском мире. Многие иракцы до начала военной операции под руководством США считали Кувейт частью Ирака. Переместимся южнее. Сколько существует государств под названием Йемен, одно или два? Ведь Йемен то объединяется, то вновь уступает тенденции к разделению на Север и Юг.
Наконец, если мы взглянем на западную оконечность арабского мира, то увидим еще одну совсем уже забытую проблему. Что такое Западная Сахара? В 1976 году Фронт ПОЛИСАРИО провозгласил существование правительства в изгнании признанной несколькими десятками государств Сахарской Арабской Демократической Республики. Однако эта территория в северо-западной Африке оккупирована Марокко.
После Египта времен президента Гамаля Абдель Насера, саддамовский Ирак был, пожалуй, самым громогласным рупором и последним оплотом утопии арабского единства. С падением Багдада о панарабизме, скорее всего, надолго забудут. Однако в Ираке все еще есть те, кто готов умереть за эту идею.
Михаил Аландаренко