|
|
N°192, 14 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разогнать тучи над Боденским озером
Игорь Иванов обсуждает в Швейцарии проблему компенсаций
Нынешний рабочий визит главы МИД России Игоря Иванова в Швейцарию может стать прорывом в деле тех несчастных россиян, чьи родственники погибли 1 июля 2002 года в страшной авиакатастрофе над Боденским озером. Деньги, конечно, в такой ситуации вовсе не утешение. Но компенсации за каждого погибшего должны быть выплачены -- как минимум это дело принципа.
Проблема, однако, до сих пор не решена и станет одной из центральных тем переговоров российского министра в Швейцарии. «Эта трагедия тяжелой тучей нависает над нами, омрачая отношения между Россией и Швейцарией», -- признал недавно в интервью газете «Время новостей» президент Швейцарской конфедерации Паскаль Кушпэн.
В июле прошлого года в небе над южной Германией столкнулись российский лайнер «Башкирских авиалиний» (69 человек на борту, из них 56 детей, летевших на отдых) и грузовой бахрейнский «Боинг-757». Контроль над полетами в данной части Германии осуществляла швейцарская служба безопасности полетов «Скайгайд», на 90% принадлежащая швейцарскому государству. Этим летом служба «Скайгайд» вошла в специально созданный фонд по возмещению ущерба. В нем также принимают участие Германия и Швейцария. Однако ни размер выплат, ни степень ответственности каждого из участников трагедии так и не определены.
Сейчас российские эксперты тщательно изучили доклад о катастрофе, подготовленный полтора месяца назад немецкими специалистами, и предложили свои поправки. «В нашем варианте более четко трактуются действия российского экипажа. Все это очень важно для последнего судебного разбирательства, если оно состоится», -- говорят представители МИД России. Вместе с тем они намекают, что лучшим вариантом для всех стало бы решение проблемы во внесудебном порядке. В России ожидают «скорого и небюрократического решения проблемы», отметил накануне официальный представитель МИД России Александр Яковенко.
Для родственников жертв внесудебный порядок означает, что они смогут получить компенсации гораздо быстрее, избавившись от бюрократической волокиты. Представителей же фонда в таком варианте может привлечь разумная цена вопроса. Ведь некоторые адвокаты потерпевших советуют им предъявлять претензии по самой высокой шкале, как это принято в США, где счет идет на миллионы долларов. С другой стороны, можно удовлетвориться более скромной, но зато и более реальной компенсацией, основывающейся на варшавском соглашении о воздушном транспорте, а там фигурирует сумма по 30 тысяч евро за каждого погибшего.
Елена СУПОНИНА, Берн