|
|
N°191, 13 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шеварднадзе вспомнил фюрера
Грузинские политики играют на антироссийских эмоциях
Эдуард Шеварднадзе дважды за прошедшую неделю менял отношение к новой российской доктрине, допускающей нанесение превентивных ударов по странам, представляющим угрозу безопасности России. Поначалу грузинский президент заявил, что его государство никогда никому не угрожало. Он заметил также, что проблема пребывания в Панкиси международных террористов решена и потому доктрина России Грузии «не адресована».
Ситуация изменилась после того, как Сергей Иванов прозрачно намекнул, что «СНГ представляет для России очень важную сферу безопасности», тем более, что там проживают «10 млн русских и этнических россиян». Г-н Иванов добавил, что «в эти страны Россия поставляет энергоресурсы по ценам гораздо ниже мировых», что относится и к Грузии.
После этого Эдуард Шеварднадзе заявил, что такие заявления напоминают ему высказывания Гитлера. Потерявший во время Великой Отечественной родного брата президент Грузии напомнил, что «Гитлер не говорил, что Германия должна завоевать Европу, он заявлял: поможем Австрии, Чехословакии, Польше». Отметив, что не проводит прямых аналогий с Гитлером, президент Грузии заявил, что «никто в мире не имеет права на проведение превентивных ударов».
Грузинская оппозиция сочла сравнение с Гитлером излишним. Лидер Единой компартии Грузии Пантелеймон Георгадзе заметил «ВН», что почему-то президент Шеварднадзе не критиковал США, когда американцы бомбили Югославию, Афганистан и Ирак. Как признал г-н Георгадзе, «когда Москва говорит о превентивных ударах, то имеет в виду и Грузию, которая много шалит в последние годы». Он напомнил при этом о панкисской проблеме. Напомним, что именно по этому поводу Россия впервые заговорила о возможности превентивных ударов, но в итоге воздержалась от них, чтобы не портить отношения с американцами.
Лидер блока «Единство» Джумбер Патиашвилии, в 1995 и 2000 годах реально соперничавший с Эдуардом Шеварднадзе в борьбе за президентское кресло, сказал, что власти перед назначенными на 2 ноября парламентскими выборами используют тему грузино-российских отношений в конъюнктурных целях. «Любое проявление антироссийских настроений, тем более исходящих от представителей властей, есть не что иное, как осуществление антигрузинской политики», -- полагает он. Как считает г-н Патиашвили, грузинские политики, предпринимающие попытки обострить грузино-российские отношения, это «предатели и враги» самой Грузии.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси