Время новостей
     N°191, 13 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2003
Налог для ленивых
Сельхозналог вводится повторно
В пятницу Госдума радикально изменила жизнь сельхозпроизводителей, одобрив во втором чтении правительственные поправки в закон о едином сельхозналоге. Если поправки вступят в силу, то со следующего года сельхозналог будет уплачиваться не со стоимости земли, как сейчас, а с прибыли. 6% единого налога заменят собой для аграриев НДС, ЕСН (за исключением взносов в ПФР), налог на прибыль, на имущество и на доходы физлиц. Переход на налог станет добровольным, и уплачивать его надо будет не четыре раза в год, а один. Налог станет и удобным и не особо обременительным, правда развиваться сельское хозяйство будет продолжать скорее всего по привычному экстенсивному принципу.

«Эксклюзивное» налогообложение аграрного сектора ввиду дотационности сельского хозяйства существует во многих странах. В России сельхозпредприятия традиционно пользовались многочисленными налоговыми льготами. Для того чтобы упорядочить налоговую систему и улучшить администрирование сборов с аграриев, с 2002 года было решено ввести единый сельхозналог, заменяющий собой 18 налогов. Определять сроки перехода на этот налог должны были регионы, но, кроме Алтайского и Краснодарского краев, до сих пор никто на новый налог не перешел (а на примере Краснодарского края, значительно потерявшего в доходах из-за этого, все могли увидеть отрицательные последствия такого шага). Налог в действующем варианте весьма неудобен: платить его надо раз в квартал, что отвлекает оборотные средства, ведь выручку село получает лишь осенью. И, что более существенно, налог платится с гектара земли (из расчета его кадастровой стоимости) независимо от финансового состояния предприятия. В результате аграрии, не перешедшие на единый налог, платят налоги по общей системе налогообложения. А точнее, не платят вообще. Доходы бюджета от сельского хозяйства сегодня 16--20 млрд руб., в то время как дотации ему выделяются в размере 20--25 млрд руб. ежегодно.

По словам одного из разработчиков поправок, главы департамента налоговой политики МЭРТ Михаила Орлова, при новом принципе взимания налога ставится "задача не собрать побольше денег в бюджет, а научить аграриев платить налоги". Денег скорее всего собрать не получится. Ведь прибыль у сельхозпроизводителя вполне может быть отрицательная. Депутаты, правда, настроены в отношении «повторной» попытки введения налога более оптимистично. По мнению зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Сергея Штогрина, это будет очень льготный режим, так как для сельхозпроизводителей налоговое бремя снизится более чем вдвое, с 15% от себестоимости продукции до 5--7%.

Правда, законодательный сюрприз, преподнесенный сельским предпринимателям к празднику (в воскресенье отмечается День работников села), в перспективе может сослужить сельскому хозяйству медвежью услугу. Ныне действующая и не получившая поддержки в регионах система сельхозналога по своей сути более революционна. Ведь привязка налога к площади земли, по логике законодателей, должна была бы в дальнейшем заставить неэффективных собственников уступать место более эффективным. А 6% от чистой прибыли (доходы минус расходы) не заставят неработоспособные хозяйства уступать землю более активным. Так что революция получается наоборот.

Депутаты обложили рыбу налогами

В пятницу Госдума приняла во втором чтении поправки в НК -- главу 31 "Сборы за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами". В полтора-два раза увеличиваются ставки для валютоемких экспортируемых биоресурсов. Закрепленные кодексом налоговые сборы заменят отмененные со следующего года рыбные аукционы. По подсчетам Минфина, от введения новых ставок бюджет получит 7,5 млрд руб. Под действие налога не подпадают объекты животного мира и водных биологических ресурсов, которые добываются представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также лицами, которые к малочисленным народам не относятся, но постоянно живут в местах их традиционного проживания. Регионам дано право устанавливать лимиты использования объектов животного мира и лимиты вылова рыбы для удовлетворения личных нужд малочисленных народов.

Ирина СКЛЯРОВА