Крупнейший покупатель российского газа в Европе немецкий концерн Ruhrgas
фактически признал чрезмерными требования Еврокомиссии к России в газовой сфере, выдвинутые в качестве условий для вступления в ВТО. Глава немецкой компании Буркхард Бергманн таким образом отдал дань не только 30-летнему сотрудничеству с «Газпромом», которое отмечалось в конце недели в Санкт-Петербурге, но и озабоченности европейских энергокорпораций в связи с довольно поспешными и не всегда продуманными действиями Брюсселя в перестройке газового бизнеса. Европейские газовики прекрасно понимают, что в ближайшей перспективе серьезной и удобной альтернативы российскому газу нет. Поэтому квинтэссенцией торжеств стала мысль об укреплении партнерства с «Газпромом». Наиболее емко эту мысль сформулировал глава энергоконцерна E.on (Ruhrgas входит в него) Вульф Бернотат: «Для энергоснабжения Европы Россия имеет исключительно важное и все возрастающее значение».
На празднование 30-й годовщины поставок российского газа в Германию прибыли солидные делегации «Газпрома» и Ruhrgas. Выбор места проведения пал на Царское Село не случайно. Поскольку четвертьвековой юбилей отмечали на немецкой территории, следующая круглая дата выпадала на долю России. Северная же столица в год своего 300-летия стала центром всевозможных торжеств, так что и эти мероприятия было логично проводить на берегах Невы. Тем более что большинство приглашенных топ-менеджеров «Газпрома» приехали, по сути, к себе «домой». У Ruhrgas имелся дополнительный повод провести праздничный прием в царскосельском Екатерининском дворце, поскольку компания выделяла средства на восстановление знаменитой Янтарной комнаты, похищенной во время войны.
Правда, мероприятие оказалось несколько скомканным, поскольку самый главный гость -- глава «Газпрома» Алексей Миллер -- так и не приехал. По официальной версии, он внезапно простудился. В итоге в программу были внесены спонтанные изменения и «старшим» был назначен гендиректор «Газэкспорта» Александр Медведев, который и зачитал приветствие г-на Миллера.
Александру Медведеву пришлось участвовать и в пресс-конференции, которая состоялась в пятницу, вместе с руководителем E.on Вульфом Бернотатом и Буркхардом Бергманном. Поскольку главы немецких компаний прибыли в Санкт-Петербург из Екатеринбурга, где сопровождали канцлера Германии Герхарда Шредера на переговорах с Владимиром Путиным, большая часть вопросов касалась неподписанного в итоге меморандума о Северо-Европейском газопроводе, а также обострения отношений с Евросоюзом по поводу вступления России в ВТО.
История с неким документом по СЕГ вообще вызывает недоумение. Накануне визита немецкого канцлера подписание соглашения как важный элемент программы переговоров «пиарили» в окружении и Шредера, и Путина. Однако Алексей Миллер на Урал не полетел, да и, по информации газеты «Время новостей», не собирался. По одной простой причине -- сами компании еще не пришли к договоренности, которую стоит фиксировать на бумаге. Дело в том, что переговоры об участии в проекте «Газпром» ведет с несколькими компаниями (кроме Ruhrgas, серьезная заинтересованность имеется у Wintershall, Total и Shell). «Мы вполне могли бы подписать меморандум о взаимопонимании с правительством Германии или профильными ведомствами, как это было сделано по проекту СЕГ с англичанами некоторое время назад, -- говорит источник в «Газпроме». -- Давать же какие-то преимущества одному из потенциальных участников на этой стадии переговоров было бы некорректно по отношению к другим нашим контрагентам». Как сказал на пресс-конференции г-н Медведев, время, когда подписание документов приурочивали к круглым датам, прошло. По его словам, сейчас стороны работают над текстом документа, чтобы «он способствовал реализации проекта, а не, наоборот, тормозил его». Г-н Бергманн ограничился заявлением о готовности Ruhrgas участвовать в СЕГ, признав, что компания еще очень далека от принятия конкретных инвестиционных решений.
В комментариях же противоречий между Россией и ЕС по поводу вступления в ВТО стороны были скупы, ссылаясь на свою компетенцию, которая на эти переговоры не распространяется. Тем не менее г-н Бергманн признал, что требования Еврокомиссии к газовой политике России слишком жесткие. Он согласился прокомментировать только два пункта требований, касающихся выравнивания цен на энергоносители и ликвидации экспортной монополии «Газпрома». Глава Ruhrgas, тщательно выбирая слова, сообщил, что Россия вольна по своему усмотрению устанавливать цены на свои энергоресурсы. Между тем искусственное сдерживание цен с целью субсидирования других отраслей промышленности противоречит основным принципам ВТО. По поводу монопольного положения «Газпрома» в экспорте г-н Бергманн подчеркнул, что нынешняя система -- хорошая база для надежного газоснабжения Европы. По его словам, к любым экспериментам в этой сфере нужно подходить очень осторожно. К примеру, либерализация газового рынка в США не привела к снижению цен на газ -- напротив, среднегодовой их уровень ощутимо увеличился, а колебания являются очень существенными. «Хотя решают все наверху», -- подытожил он.