|
|
N°191, 13 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не ради денег
Американский изобретатель хочет оспорить решения Нобелевского комитета
Нобелевский комитет, завершивший на прошлой неделе оглашение имен лауреатов 2003 года, в очередной раз спровоцировал волну возмущения. Ежегодное вручение премий почти всегда сопровождается негативными откликами в печати со стороны обиженных ученых или экспертов, считающих выбор Шведской королевской академии наук необоснованным. Однако на сей раз масштабы PR-кампании против Нобелевского комитета могут стать едва ли не самыми значительными за все сто с лишним лет вручения престижной награды -- похоже, ее инициатор готов потратить на «восстановление справедливости» сумму, сопоставимую с самой премией.
На днях о своем намерении добиться пересмотра решения академиков заявил некто Рэймонд Дамадьян. В 2003 году Нобелевская премия по медицине и физиологии за изобретение метода магнитно-резонансной томографии (МРТ) была присуждена американцу Полу Лотербуру и англичанину Питеру Мэнсфилду. Дамадьян же считает, что если изобретение томографа и заслуживает Нобелевской премии, то достаться она должна именно ему, так как работы Лотербура и Мэнсфилда основывались на фундаментальном открытии, сделанном им еще в 70-х годах прошлого века.
Требуя от Нобелевского комитета восстановления попранной справедливости, Дамадьян недвусмысленно продемонстрировал всю серьезность своих намерений. Он выкупил рекламные полосы сразу в двух влиятельных американских газетах, чтобы разместить свое обращение под заголовком «Постыдная несправедливость, которую необходимо исправить». Сначала «Вашингтон пост», а затем и «Нью-Йорк Таймс» поведали своим читателям, что свои научные изыскания в области медицины преуспевающий теннисист и скрипач Рэймонд Дамадьян начал еще в 1969 году, пытаясь помочь своей тяжелобольной бабушке. Экспериментируя с белыми мышами, он пришел к выводу, что выявить раковую опухоль на раннем этапе без оперативного вмешательства и рентгеновского излучения можно с помощью магнитно-ядерного резонанса. В 1977 году Дамадьян построил свой первый томограф, который назвал «Неукротимый». Это сооружение стало достоянием истории с самого момента своего создания и теперь хранится в Смитсоновском национальном музее американской истории.
Члены Нобелевского комитета отказываются комментировать эти заявления Дамадьяна, поскольку в любом случае их решение окончательное и обжалованию не подлежит. Однако сам непризнанный изобретатель обещает опубликовать свои материалы и в других СМИ. Так как на публикации в «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк Таймс» он уже потратил более 100 тыс. долл., то можно сделать вывод, что финансовая составляющая Нобелевской премии Дамадьяна мало интересует.
Александр ГУДКОВ