Время новостей
     N°190, 10 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.10.2003
20 минут мечтаний
Блицвизит главы Toyota на ГАЗ прошел без последствий для российского автопрома
Горьковский автозавод на днях посетил председатель совета директоров Toyota Motor Corporation Хироси Окудо. Стороны уже имеют опыт сотрудничества -- два года назад специалисты Toyota консультировали ГАЗ в области логистики. Г-н Окудо пробыл на заводе ровно на 20 минут. Это объяснимо, поскольку к приезду г-на Окудо в Нижний, как оказалось, автозавод не имеет никакого отношения.

Ознакомительная поездка была организована по личному приглашению полпреда президента в Приволжском федеральном округе г-на Кириенко. В августе он посетил штаб-квартиру японского концерна на предмет организации сотрудничества с автозаводами округа и размещения в Приволжье одного из сборочных предприятий Toyota. "Я очень доволен визитом г-на Окудо, который сломал все свои графики и приехал... Не будем забегать вперед, но если Хироси Окудо приехал, то, наверное, это не просто так", -- не переставал говорить загадками Кириенко. Он так и не пояснил, чем именно остался доволен и что же заставило главу одной из крупнейших корпораций в мире бросить все свои дела и сломя голову нестись в Нижний.

Представители завода комментируют визит японской делегации без энтузиазма: «Пока Запад не горит желанием вкладываться в Россию и рассматривает нас в качестве либо свалки, либо сырьевого придатка». Вот и на этот раз никаких предложений не последовало.

Японцы уже несколько лет присматриваются к российскому рынку, но о сборке заговорили, как только Toyota прочно обосновалась на верхушке рейтинга самых популярных иномарок. За полгода было продано почти 9 тыс. машин, а за весь год, как ожидается, продадут 20 тыс. В 2004 году запланировано увеличение продаж до 30 тыс. А ведь еще год назад японцы о таком спросе и не мечтали. На Московском автосалоне в августе 2003-го вице-президент Toyota Motor Фумитака Кавашима подтвердил намерение организовать производство, но сообщил, что конкретных планов нет, тем более по строительству завода. А уже в конце сентября прошел слух, что Toyota отказывается от идеи строительства завода в России. Японцы якобы посчитали, что ввозить готовые машины при нынешней системе налогообложения и таможенных пошлинах выгоднее.

Визит г-на Окудо по крайней мере свидетельствует, что концерн продолжил изучать возможности по организации сборки. Если производство и будет организовано, то скорее всего как совместный проект (мощности российские, а деньги японские). Только вот выбирать японцы, похоже, еще будут долго.

«Нет особой разницы, где размещать сборочные мощности, -- полагает Елена Сахнова из UFG. -- Это может быть и ГАЗ, и любое другое предприятие. Главное, чтоб оно было в европейской части России и не в большом городе, где возникнут трудности с логистикой из-за транспортных проблем. Своими подержанными автомобилями японцы уже завоевали Дальний Восток. Рынок же новых машин в этом регионе небольшой, гораздо выше он в европейской части», -- отмечает аналитик.

Яна ВИКТОРОВА