|
|
N°190, 10 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Техосмотр отдают в частные руки
Автоинспекции оставили право лишь проверять талоны
Госинспекцию по безопасности дорожного движения лишают одной из «кормушек», сохранившихся еще с советских времен. Правительство России на вчерашнем заседании, как и было обещано, приняло окончательное решение по изъятию у МВД функций проведения государственного техосмотра транспортных средств. Предполагается, что уже в скором времени талоны ГТО автолюбители будут получать не в отделах ГИБДД, а в частных компаниях. Правда, детально новую схему проведения государственного техосмотра чиновники обсуждать еще не готовы. Отвечая на вопросы журналистов после заседания правительства, вице-премьер Борис Алешин отметил лишь, что государство оставляет за собой функции регулятора, -- все компании, претендующие на право проводить техосмотр, должны будут пройти аккредитацию в государственных структурах. Предполагается, что разработку критериев отбора компаний и их аккредитацию возьмет на себя Минтранс. Инспекторам ГИБДД оставят лишь функции контроля за наличием у водителей на дороге талонов о прохождении ГТО и наказания за отсутствие оного.
Надо отметить, что в ряде крупных городов страны водители автомобилей старше пяти лет де-факто уже давно проходят техосмотр в частных структурах. Но, например, на всех принадлежащих различным компаниям пунктах инструментального контроля в Москве обязательно присутствуют сотрудники ГИБДД, представляющие службы технического контроля. Именно они занимаются проверкой автомобилей на криминал и выдают талоны ГТО. И именно таких инспекторов имел в виду премьер Михаил Касьянов, когда говорил, что «граждане жалуются на поборы».
Теперь же их присутствие при проведении техосмотра не потребуется. В автоинспекции, похоже, до конца не верили в подобный исход обсуждения административной реформы в Белом доме. Еще вчера утром в Главном управлении ГИБДД МВД РФ корреспонденту газеты «Время новостей» объясняли, что подобное нововведение не является панацеей от взяточничества и к тому же потребует слишком больших затрат. В частности, необходимо будет внести многочисленные изменения в законодательство -- в частности, в законы «О милиции» и «О безопасности дорожного движения», не считая огромного количества ведомственных инструкций. Однако когда Борис Алешин сообщил журналистам о том, что правительство одобрило его предложения, сотрудники ГИБДД капитулировали. Во всяком случае наш источник сообщил, что обсуждать распоряжения вышестоящего начальства в инспекции не привыкли: «Если правительство так решило, если оно считает это решение важным и нужным для страны, то мы будем его исполнять».
Зато представители автомобильного бизнеса уже обсуждают перспективы планирования своей работы на этом рынке, несмотря на то, что процедура отбора и аккредитации компаний, претендующих на право проведения ГТО, еще нигде не прописана. Наибольший интерес к проведению ТО проявили крупные дилеры, торгующие автомобилями разных марок и имеющие специализированные сервис-центры. Например, в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» представитель компании ОАО «Автомир» Александр Брук отметил, что если клиентам будет удобно совмещать техобслуживание с техосмотром, то его компания, безусловно, постарается получить право проводить ГТО в собственной сети сервис-центров. В целом он полагает, что подобное решение правительства отвечает интересам автомобилистов. «Во многих странах мира успешно работает система, при которой государство оставляет себе лишь контроль, а проведением техосмотра занимаются специализированные организации. Теперь появилась надежда, что подобная система заработает и у нас», -- считает представитель «Автомира».
Решение правительства с энтузиазмом воспринял и известный защитник прав автомобилистов адвокат Леонид Ольшанский, так как, по его мнению, оно позволит уменьшить поборы с автолюбителей. «С парнем в засаленной робе разговаривать всегда проще, чем с инспектором ГИБДД, а коммерсантов, если они попытаются устроить из техосмотра «кормушку», мы задавим судами», -- заявил адвокат и выразил уверенность, что ограничение прав ГИБДД в рамках административной реформы позволит превратить прохождение ГТО из нервной процедуры в простую формальность.
Александр ГУДКОВ