Время новостей
     N°56, 30 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.03.2001
Чтоб не зарывались
Розничные сети дружат против производителей
Главы четырех розничных сетей -- «Перекресток», «Копейка», «Дикси», «Мегамарт» -- объявили вчера о создании Российского розничного альянса (РРА). Объединившиеся торговцы заявляют, что хотят обучить отечественных производителей маркетингу. А неприсоединившиеся с удивлением узнают, что с ними ведут переговоры о союзе.

Одним из стимулов к объединению стали проблемы, возникшие у сетей с некоторыми поставщиками. «Отечественные поставщики не демонстрируют рвения в достижении новых стандартов, -- считает гендиректор ЗАО «Торговый дом «Перекресток» Александр Косьяненко. -- Мы постоянно сталкиваемся с некачественной продукцией и упаковкой, нерегулярными поставками, и со многими из производителей трудно разговаривать. Будет легче, если мы объединим объемы продаж».

У компании «Копейка», например, по словам ее гендиректора Александра Самонова, "не сложились отношения" с Останкинским молочным комбинатом, производителем безалкогольных напитков "Ранова", дистрибьюторами компании «Балтика», Cadburry, фабриками «Большевик» и «Рот Фронт».

"Перекресток", по словам г-на Косьяненко, с начала года уже отказался работать с 15 поставщиками. Но несгибаемости торговцев есть предел, особенно если речь идет об алкоголе. «Я могу назвать вам одного поставщика, от которого мы отказаться не можем, -- это завод «Кристалл», -- сказал Олег Леонов, гендиректор компании «Юнилэнд» (владелец сетей «Дикси» и «Мегамарт»).

Торговцы уверенно заявляют, что «любой завод сегодня имеет возможность увеличить эффективность работы». Поэтому они хотят сократить издержки (как свои, так и производителей), чтобы выигрывать в цене. «Мы хотели бы помочь отечественным предприятиям организовать сбыт и маркетинг», -- уточнил один из членов РРА. «Многие производители думают, что их товар такой хороший и любимый, -- говорят торговцы, -- что и так будет продаваться». Похоже, теперь владельцы розничных сетей хотят научить отечественных производителей продавать свой товар.

Остается, правда, непонятным, хотят ли этого сами производители. Общая доля рынка самых крупных розничных сетей (вошедшего в альянс «Перекрестка» и не вошедших «Рамстора» и «Седьмого континента»), по данным исследовательской компании GfK, составляет не более 3%. Захотят ли производители ради этого учиться да еще соответствовать выдвигаемым условиям -- большой вопрос.

Две неприсоединившиеся сети в альянс пока не собираются. Однако РРА, похоже, хочется думать по-другому: «С «Семеркой» никаких проблем нет, с ними ведутся переговоры, и они скоро присоединятся», -- сказал газете «Время новостей» Олег Леонов. В самом же «Седьмом континенте» известие о своих переговорах с альянсом восприняли с удивлением: «Седьмой континент» не вступил в РРА, и переговоров об этом нам никто не предлагал», -- сообщил нам замгендиректора «Седьмого континента» Валентин Запевалов.

«Рамстор» же в альянс приглашать и не собираются: «Даже если они захотят, мы их к себе не возьмем. Они же иностранцы -- зачем они нам?» -- говорит г-н Косьяненко. Глава компании «Рамэнка» (владелец сети «Рамстор») Мустафа Саглам заявил нашей газете, что их компания и не собирается входить в РРА: «Мы не видим необходимости в такой организации. У нас более 2 тысяч поставщиков в России, и со всеми у нас отличные отношения».

Розничная торговля с ужасом ждет прихода на рынок крупнейших иностранных игроков -- Metro, WalMart, ALDI. Metro собирается построить в Москве магазин уже в этом году. И хотя прямым конкурентом членам РРА иностранцы не станут (они продают в основном мелким оптом), похоже, члены альянса решили основательно подготовиться к их приходу.

Анфиса ВОРОНИНА