|
|
N°56, 30 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Составлен протокол о лизинге
Правительство намеревается дать денег
На вчерашнем заседании правительство решило направить государственные средства на развитие авиационного лизинга в России. Вопросы о том, сколько именно денег выделить на эти цели, откуда их взять и кому передать, отложены на будущее. Тем не менее вице-премьер Илья Клебанов назвал принятое решение «знаменательным событием, к которому шли очень долго». Хотя документ не имеет статуса правительственного постановления (он оформлен как «протокольное решение»), в нем содержится несколько принципиально важных, по словам Клебанова, деклараций. Правительство признало необходимым участие государства в капитале лизинговых компаний, предоставление государственных гарантий по кредитам этим компаниям и частичное субсидирование из средств бюджета процентных ставок по этим кредитам. Росавиакосмосу, министерствам финансов, экономического развития и транспорта даны поручения разработать порядок государственной поддержки лизинговых проектов (т.е. решить два ключевых головоломных вопроса: как собрать нужные авиации деньги и как их поделить). Клебанов оптимистически пообещал, что головоломка будет решена быстро и что уже к концу этого полугодия можно ожидать первого тендера среди лизинговых проектов, претендующих на получение госсредств. В мае правительство планирует провести еще одно заседание по авиализингу.
Защитники интересов стагнирующей российской авиапромышленности вынесли с заседания менее радужный настрой, чем Клебанов. Председатель законодательного собрания Ульяновской области (где находится крупнейший в России, а также и во всей остальной Европе, авиационный завод) заявил журналистам, что он не до конца понимает, какую нормативную силу имеет «протокольное решение», и в общем, ожидал от вчерашнего заседания большего.
Строго говоря, на «большее», т.е. на выделение конкретных сумм, правительство вчера и не было способно, так как в нынешней ситуации это выходит за пределы его полномочий. Средства на предоставление гарантий авиализинговых проектов не заложены в бюджет текущего года. Профильным министерствам поручено предусмотреть такие средства в проекте бюджета 2002 года. Директор Росавиакосмоса Юрий Коптев заявил, что надеется и на изменение нынешнего бюджета таким образом, чтобы в нем появились «лизинговые» деньги. Он также постарался развеять сомнения относительно юридической весомости вчерашнего решения. «Я понимаю, что многих настораживает слово «протокол» в названии, -- сказал Коптев, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Время новостей», -- но там впервые удалось сформулировать механизм лизинга при государственной поддержке».
Вчера кабинет министров затронул еще один чрезвычайно острый вопрос: о запрете на таможенные льготы при ввозе в Россию иностранных самолетов. Отечественные авиастроители настроены яростно против таких льгот, а крупные отечественные авиакомпании, имеющие импортную авиатехнику, естественно, уверены в абсолютной необходимости льгот. Правительство отправило проблему на дополнительное изучение.
Между тем Татария (имеющая собственный авиазавод) начала решать проблему лизинга, не дожидаясь федеральных властей. Вице-премьер республики Сергей Когогин объявил вчера в Москве, что в конце апреля состоится передача двух самолетов Ту-214 в лизинг хабаровской авиакомпании «Дальавиа». Средства на покупку машин, каждая из которых стоит чуть больше 20 млн долл., дали бюджеты Татарии и Хабаровского края, а также московский банк «Зенит», активно работающий в Татарии.
Михаил КУКУШКИН