|
|
N°56, 30 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Превратности роста
Россия слишком хороша для МВФ
Эмоции, которые испытали в МВФ после официального отказа российских властей заключать с Фондом формальное 12-месячное соглашение о сотрудничестве, располагаются в спектре от раздражения до облегчения. Первое -- потому, что, как выяснилось, в течение интенсивных переговоров, подкрепляемых заявлениями российских чиновников о жгучем желании заключить соглашение, Москва просто морочила Фонду голову. Второе -- потому, что принятое наконец решение позволит сторонам отдохнуть друг от друга, тем более что экономическая ситуация в России этому вполне благоприятствует.
Впервые представший вчера перед журналистами глава представительства МВФ в Москве Пол Томсен, занявший эту должность несколько недель назад, комментировал события в весьма мирном тоне: «На начало прошлой недели, когда продолжались переговоры о заключении соглашения, у нас оставалось очень небольшое количество неурегулированных вопросов. Однако российские власти сообщили, что не испытывают потребности в заключении формального соглашения». По мнению г-на Томсена, Россия отказалась от программы «не потому, что не захотела выполнять согласованные меры, а потому, что признала отсутствие необходимости в наличии формальной программы с МВФ. Совет директоров МВФ принял решение России к сведению, оно не вызвало удивления, так как в Фонде знали о дискуссиях, которые велись в правительстве на эту тему в последнее время».
И хотя окончательного решения о формах дальнейшего сотрудничества еще не принято, по словам Пола Томсена, скорее всего отношения России и Фонда будут строиться на основе «постпрограммного мониторинга». По сложившейся практике, страна, являющаяся должником Фонда, но не имеющая текущего кредитного соглашения, раз в полгода обсуждает с экспертами МВФ свою экономическую политику. «Учитывая текущее состояние экономики, это наиболее приемлемая для России форма сотрудничества с МВФ», -- считает представитель Фонда в Москве.
Подобный механизм не предполагает четких обязательств со стороны правительства и ЦБ: по словам Пола Томсена, в рамках постпрограммного мониторинга «нет количественных критериев реализации программы, а также нет жестких обязательств по проведению структурных реформ». В то же время г-н Томсен надеется, что достижения последних месяцев не пропадут: «Российская сторона заверила Фонд в намерении реализовать те меры, которые были согласованы с МВФ в рамках последних переговоров. В частности, были согласованы квартальные критерии реализации программы, которые будут учитываться при последующем ее мониторинге».
Правда, некоторые количественные показатели, в частности прогноз инфляции, уже приходится корректировать (по прогнозам Госкомстата, по итогам первого квартала рост цен составит около 7%). По мнению г-на Томсена, «правительству будет сложно ограничить рост инфляции заложенными в бюджет 12--14 процентами, хотя нет оснований полагать, что инфляция по итогам года намного превысит этот показатель».
Не прошло и трех часов с момента этого заявления, как вице-премьер Алексей Кудрин сообщил: правительство может изменить прогноз годовой инфляции. «Я даже не могу сказать пока, в какую сторону она может быть изменена, но в любом случае это никак не изменит параметры бюджета, доходы и расходы», -- заверил вице-премьер. Последнее, конечно, успокаивает -- по крайней мере Думе пока не грозит новая перекройка бюджета. А загадочная нерешительность г-на Кудрина относительно того, «в какую сторону» изменится прогноз инфляции, заставляет предположить, что Минфин до конца года расплатится с Центробанком по всем своим долгам и Виктор Геращенко не потратит на покупку валюты ни одного свеженапечатанного рубля. Российское экономическое чудо, и без всякого МВФ.
Андрей ДЕНИСОВ