|
|
N°189, 09 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Треугольник Миллера
«Газпром» расписал процедуру допуска в трубу
«Газпром» вчера презентовал распоряжение главы концерна Алексея Миллера об установлении четких требований к заявкам независимых производителей газа на доступ к трубе. В «Газпроме» этот документ называют «еще одним шагом к газовому рынку», поскольку «процедуры предъявления технических условий желающим получить доступ и рассмотрение их заявок впервые регламентируются столь предельно четко». Однако в независимых газодобывающих компаниях утверждают, что порядок, разработанный г-ном Миллером, только усугубит их положение.
Свободный и равный доступ к газопроводной системе -- один из самых острых вопросов в дискуссии вокруг реформирования газовой отрасли. Отсутствие равенства, по мнению Минэкономразвития и независимых производителей, является чуть ли ни главной проблемой в этом бизнесе. В «Газпроме» же считают, что она во многом надуманна и заключается не столько в злоупотреблении концерном своим монопольным положением, сколько в объективном дефиците мощностей на отдельных направлениях (особенно популярных среди независимых). Скорее всего, истина лежит где-то посередине. Но корень зла все-таки в том, что государство никак не может определиться, чего оно хочет от газовой отрасли, и исходя из этого выработать внятную стратегию ее развития.
Пока правительство по политическим мотивам отложило в очередной раз обсуждение положения вещей в «Газпроме» и вокруг него, монополист решил показать, что идеалы развития газового рынка для него не пустой звук, и предложить собственные правила доступа к трубе. «Никто не сможет попросить у независимого производителя больше пяти документов, перечисленных в приказе, -- заявил газете «Время новостей» источник в монополии. -- А выдача самих технических условий (после выполнения которых и будет производиться подключение) жестко расписана по срокам и инстанциям».
Еще одним плюсом документа в «Газпроме» считают тот факт, что он направлен на повышение эффективности капитальных вложений в газотранспортную систему. Желающие подключиться к трубе должны будут представлять в концерн полную информацию о годовых объемах поставок, их продолжительности с указанием сезонной неравномерности, а также о «предполагаемых местах реализации». Это поможет точно определить участки газопроводов, требующие расширения или нового строительства, а также повысить экономическую отдачу от газотранспортной системы.
Независимые производители газа уже получили этот документ, однако сомневаются в положительном эффекте от его реализации. «Он усложнит и удлинит и так непростую процедуру получения допуска в трубу», -- заявил газете «Время новостей» представитель «Итеры». В компании НОВАТЭК были более дипломатичны: «Мы внимательно знакомимся с содержанием распоряжения и надеемся, что оно упростит нашу работу». Источник в одной из газодобывающих компаний, просивший не называть его имени в печати, высказался более жестко: «Бюрократической волокиты с принятием этого документа только прибавится. Кроме того, документ оставляет нерешенной основную проблему для равного доступа -- «Газпром» в любой момент по своему усмотрению может прибегнуть к самому простому средству не пустить в трубу, сказав, что места нет». И пока данные о свободных мощностях будут в закрытом доступе, оспаривать решения концерна бесполезно, говорит он.
Как утверждают в монополии, ни одного необоснованного отказа еще не было, что и подтверждает отсутствие разбирательств в госкомиссии по доступу. «Туда, как и в любые другие государственные органы, мы предоставляем все данные о мощностях», -- заявил представитель «Газпрома». На что независимые компании резонно замечают, что у монополиста всегда есть возможность «не пустить», к которой формально невозможно придраться, да и ссориться с ним «себе дороже». При этом в концерне в принципе не возражают против раскрытия информации о свободном месте в газопроводах, но не знают, как это сделать технически. Кроме того, по их словам, эти данные подпадают под разряд гостайны.
«Газпром» в приказе г-на Миллера предлагает и решение проблемы дефицита транспортных мощностей. На этот счет есть специальный пункт, в котором дано поручение активно проводить работу по привлечению независимых производителей, желающих материально участвовать в строительстве, расширении и реконструкции газотранспортной системы. Правда, абсолютно неясны ни механизм привлечения денег, ни порядок возврата инвестиций. К тому же складывается парадоксальная ситуация: вкладывать деньги должны независимые, трубопровод будет принадлежать «Газпрому», а тарифы на транспортировку (как наиболее прозрачный и экономически оправданный механизм возврата инвестиций) будет устанавливать государство. Так что, констатируют независимые производители газа, пока не появится ясная система координат в этом треугольнике, о свободном доступе можно даже не думать.
Алексей ГРИВАЧ