|
|
N°188, 08 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«В провинции не слишком благосклонны к иностранным инвестициям»
Накануне вылета в Екатеринбург на вопросы берлинского корреспондента газеты «Время новостей» Юрия ШПАКОВА ответил один из членов немецкой делегации, директор Восточного комитета германской экономики Оливер ВИИК.
-- Канцлера Шредера сопровождает большая группа предпринимателей. Чего ждет немецкий бизнес от нынешних правительственных консультаций?
-- Прежде всего деловые круги Германии удовлетворены тем, что после первой подобной встречи в Веймаре теперь появилась новая возможность продолжить начатый там диалог. В качестве центральной темы для переговоров на этот раз выбрана кооперация между нашими странами в области энергетики. Эта тема представляет для нас особое значение. Поэтому мы также удовлетворены, что именно в этом направлении в Екатеринбурге будет подписан ряд важных двусторонних соглашений. Хотелось бы особо отметить, что на этот раз встреча канцлера Шредера и президента Путина и германо-российские межправительственные консультации будут наполнены совершенно конкретным содержанием.
-- Насколько деловым кругам Германии важна такая политическая поддержка?
-- Мы рассчитываем, что те совместные проекты, которые уже реализуются или готовятся к осуществлению, будут благосклонно восприняты на уровне высших политиков обеих стран. Трибуну Екатеринбурга мы намерены использовать для привлечения их особого внимания к нашим планам и нуждам. С этой целью подготовлен ряд петиций, которые некоторые наши предприятия намерены там довести до канцлера Шредера и президента Путина.
-- Что содержат эти петиции?
-- Речь идет о просьбах, предложениях, рекомендациях и т.п. немецких предприятий по отношению к российской стороне. Ведь нет ничего нового в том, что в настоящее время дилемма нашего двустороннего сотрудничества заключается в существенном разрыве между очень стабильной взаимной торговлей, структура которой становится все более разнообразной, и довольно незначительным инвестиционным участием немецких предпринимателей и предприятий в российской экономике. Однако в последнее время именно в энергетическом секторе заявлено о предстоящих крупных капиталовложениях в нефтяную промышленность со стороны крупных иностранных компаний. К сожалению, Германия не может пока похвастаться такими нефтегигантами, как Texaco, Elf или BP. Здесь мы не можем конкурировать.
-- В этом году в экономике Германии появилась новая мощная предпринимательская упряжка E.on--Ruhrgas, представляющая собой крупнейший частный энергоконцерн...
-- В области природного газа наши позиции существенно сильнее, чем у конкурентов. Особенно это стало очевидно после слияния E.on и Ruhrgas. В среднесрочной перспективе мы станем свидетелями значительного повышения активности немецкого бизнеса в российской газовой отрасли. Наряду с E.on--Ruhrgas более тесной обещает быть и кооперация с немецкой фирмой Wintershall. Тем не менее фактом остается недопустимо низкий уровень прямых инвестиций со стороны немецкого бизнеса, и мы будем пытаться добиться перелома в этой нездоровой тенденции.
-- Речь об этом ведется ровно столько, сколько существует послеперестроечное российско-германское сотрудничество. За последние годы в России принята масса хороших (об этом говорят сами немцы-предприниматели) законов, все говорят об улучшившемся деловом климате, а уж о прежнем призраке-пугале для инвесторов -- «русской мафии» -- в Германии давно забыли. В чем же дело теперь?
-- В самом деле в России для инвесторов созданы приемлемые правовые условия, во многом соответствующие международным нормам. Это свидетельствует о последовательности курса российского руководства на реформы в экономике. Признаюсь, что в начале 2000 года мы ничего подобного не ожидали от президента Путина. Однако одно дело законы, совсем другое дело -- их применение и связанный с этим менталитет российских чиновников, разрабатывающих инструкции. Поэтому до регионов доходит порой искаженное трактование принимаемых законодательных актов. Часто приходится слышать от наших предпринимателей, возвращающихся из российской провинции, мнение о том, что руководители на местах, мягко говоря, не слишком благосклонны к иностранным, в частности немецким, инвестициям. Порой приходится выдерживать открытое сопротивление властей.
-- Разве российской провинции не нужен свежий капитал?
-- О капитале -- это еще одна крупная тема для разговора. Часто в российской провинции нацеленность компаний на прибыли все еще считается чем-то «негуманным». Что же касается иностранных инвесторов, то порой местные российские власти попросту целенаправленно борются против конкурентов извне. Это очень красиво называется поддержкой российского производителя. На самом деле отсутствие конкурентных условий наносит ему лишь непоправимый вред. При этом многие немецкие фирмы активно создают СП с российскими партнерами, и я могу привести примеры эффективного сотрудничества. Но их до обидного мало.
Я уверен, что в среднесрочной или дальней перспективе Россия найдет свой путь в мировое рыночное хозяйство. При этом важным для нас должен стать поиск ответа на вопрос: каким образом можно сократить этот путь? Ведь доверие к России растет, прозрачность в экономике и финансах оставляет все меньше сомнений. Пропорционально этому увеличиваются и шансы России на прямые инвестиции, в частности из Германии, столь необходимые для модернизации, скажем, в той же самой энергетике.
-- Насколько вы связываете эти положительные перемены с фигурой президента Путина?
-- При президенте Путине сделан решительный шаг в углублении процесса реформ в экономике. В страну пришла стабильность. Последовательно соблюдается направление принятого политического развития России. Мы убеждены, что этим путем страна будет идти и в будущем. В этом шанс для наших стран -- России и Германии.
Беседовал Юрий ШПАКОВ