Время новостей
     N°188, 08 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2003
Только цифры
Увеличение расходов бюджета на оборонку и помощь регионам оказалось иллюзией
Федеральный бюджет больше не намерен финансировать льготы военных и компенсировать в полном объеме все возрастающие расходы регионов. Такую позицию заняли вчера представители Минфина на заседании бюджетного подкомитета, где ко второму чтению рассматривался проект бюджета-2004. Члены подкомитета с Минфином согласились. Тем самым остались в силе все предложенные правительством параметры весьма скромной по своей сути политики бюджетных расходов. Кажущееся значительным увеличение расходов на финансирование приоритетных статей -- в частности правоохранительной деятельности и бюджетной поддержки регионов -- при детальном рассмотрении оказалось весьма скромным.

Расходы на безопасность и правоохранительные органы на первый взгляд увеличились почти на четверть: с 244 до 310 млрд руб. Однако фактически имеет место перераспределение расходов между статьями бюджета. Деньги пойдут на финансирование вневедомственной охраны, пограничной службы и других соединений.

Поэтому, по словам главы департамента Минфина по обороне и правоохранительной деятельности Ольги Чистовой, «к цифрам, показывающим рост бюджетных расходов в этой сфере, нужно относиться очень осторожно». То же самое с финансированием статьи «Национальная оборона». Дополнительные 8 млрд руб., направленные на «боевую подготовку», на самом деле, по признанию Минфина, должны расчистить старые долги.

К военным, кстати, в бюджете-2004 отношение весьма суровое. Расходы на военную реформу сокращены в два раза. Кроме того, Минфин заявил, что средств на бесплатный проезд военнослужащих в транспорте в федеральном бюджете следующего года не предусмотрено. Это означает, что долги муниципалитетов перед транспортниками государство погашать больше не намерено и местные власти будут выкручиваться сами. Между тем ранее (в том числе и в этом году) на эти цели из бюджета выделялось порядка 13--20 млрд рублей.

Что касается помощи бюджетам других уровней, то увеличится она по сравнению с текущим годом лишь на 14 млрд. По оценке руководителя департамента макроэкономической деятельности Минфина Антона Силуанова, «это немного, однако компенсировано это будет ускоренными темпами роста доходов региональных бюджетов, превышающими темпы роста доходов федерального центра». Доля налоговых доходов регионов, по его словам, увеличится в следующем году на 3%, распределение доходов между центром и регионами составит 45/55 в пользу центра вместо 42/58 в этом году. Именно поэтому практически не увеличено, а в ряде случаев и сокращено финансирование фондов помощи регионам. В частности, более чем в два раза уменьшен размер средств фонда социальных расходов, из которого субсидируется населению оплата жилья. По словам г-на Силуанова, подобные субсидии -- региональный мандат, и федеральный центр, строго говоря, не обязан выделять на это деньги.

Подтвердил г-н Силуанов и сокращение региональных ссуд, так как такая практика, по его мнению, «расхолаживает». В следующем году Минфин, по его словам, намерен преломить «порочное сознание регионов, уверенных, что ссуды были, есть и будут». Так что деньги на неотложные нужды будут выдаваться только в чрезвычайных ситуациях и в виде кредитов, а не беспроцентных ссуд.

Депутаты с такой постановкой вопроса согласились. И опять же одобрили статью в редакции правительства. Правда, такое единогласие может выйти в конечном итоге боком: к статье подготовлено несколько десятков поправок, причем разработаны они в основном не членами комитета. Так что на пленарном заседании депутаты, обнаружившие, что комитет проигнорировал их поправки, могут попытаться взять реванш.

Ирина СКЛЯРОВА