|
|
N°188, 08 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лондонская пайка
Власти Великобритании отказались отдать российской прокуратуре Юлия Дубова
В Великобритании вчера стало еще одним российским политэмигрантом больше. Утром магистратский суд Лондона прекратил дело по экстрадиции в Россию одного из соратников и партнеров Бориса Березовского -- автора нашумевшей в свое время книги «Большая пайка», заместителя гендиректора «ЛогоВАЗа», председателя совета директоров издательского дома «Коммерсант» Юлия Дубова. Генпрокуратура РФ добивалась его выдачи в рамках одного из «дел Березовского». Касается оно хищения двух тысяч автомобилей у ВАЗа еще в середине 90-х годов. Дело это лишь год назад заинтересовало российских следователей. Однако английский суд разбираться с имеющимися у Генпрокуратуры РФ доказательствами вины бизнесмена вообще не стал. А прекратил дело о его выдаче на основании поступившего в понедельник уведомления МВД Великобритании о предоставлении г-ну Дубову политического убежища.
Судья Тимоти Уоркман заявил, что «в свете данного решения» не считает целесообразным продолжать разбирательство. Представитель Королевской прокурорской службы Джон Харди, представлявший на суде интересы Генпрокуратуры РФ, лишь покритиковал местное МВД, не объяснившее мотивы предоставления Юлию Дубову убежища. Адвокаты же г-на Дубова утверждают, что эти мотивы давно известны. Г-н Дубов обратился с прошением о предоставлении убежища прошлой осенью, почти сразу после того, как Генпрокуратура РФ заочно предъявила обвинения по «вазовскому делу» ему самому, Борису Березовскому и другому бывшему руководителю «ЛогоВАЗа» -- Бадри Патаркацишвили. Березовский и Дубов, по словам их адвокатов, тогда заявили, что в России их преследуют за критику политики руководства страны в Чечне и в сфере свободы печати. В результате 9 сентября политубежище было предоставлено Березовскому, вопрос же о г-не Дубове после этого решался почти автоматически.
Таким образом, Генпрокуратура РФ безвозвратно потеряла еще одного именитого обвиняемого, фактически получив взамен встречное обвинение в политическом преследовании. Учитывая, что у российских властей таких «невозвращенцев» за последние несколько лет накопилось уже около десятка (причем частота поступающих из-за рубежа отказов в выдаче разыскиваемых россиян постоянно растет), вчерашнее решение лондонского суда в Москве уже не смогли рассматривать как очередную частную неудачу. Сознавая, что ситуация с предоставлением «клиентам» Генпрокуратуры политического убежища совсем не красит международный имидж России, вчера впервые свое раздражение высказали и представители МИД РФ. Комментируя информагентствам решение английских властей, посол России в Лондоне Григорий Карасин заявил: «Наивно трактовать эти решения как чисто юридические или технические. Предстоит задуматься над тем, как все это скажется на общем характере и атмосфере двусторонних отношений, которые в последние годы последовательно двигались в сторону доверительного и честного партнерства. Последние решения британской стороны по официальным запросам российских властей можно воспринять как проявление неуважения к той работе, которую честно и профессионально проводила в последние месяцы Генпрокуратура РФ совместно с британскими коллегами».
Решатся ли российские власти воплотить в жизнь произнесенные г-ном Карасиным угрозы (а то, что он предварительно согласовал свое заявление с Москвой, сомнению не подлежит), вчера никто сказать не мог. Известно, что в последнее время между президентом Путиным и английским премьером Тони Блэром сложились очень дружеские отношения. Однако в самом Лондоне официальные чины оставили заявление российского посла без внимания, считая, очевидно, что решение английского суда обсуждению не подлежит.
Алексей ГРИШИН