|
|
N°55, 29 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русское чудо
У России появились уникальные возможности в Азии
В том, что экономика США вползает в затяжной кризис, сегодня уже мало кто сомневается. А тревожные сигналы из Юго-Восточной Азии, и в первую очередь из Японии, лишь усугубляют пессимизм многих экспертов. На прошлой неделе премьер Японии Иосиро Мори специально летал в Вашингтон обсуждать с президентом Джорджем Бушем, как разорвать "порочный круг", когда замедление экономического развития Штатов вызывает пессимистические настроения в Японии, а хрупкое состояние японского финансового сектора порождает серьезные опасения в США.
Сегодня японский фондовый рынок упал до самой низкой за последние 16 лет отметки, безработица достигла рекордно высокого уровня, а балансы банков отягощены значительными суммами невозвращенных кредитов, общий объем которых составляет около 531 млрд долларов. Бюджет на начинающийся 1 апреля очередной финансовый год, который на днях утвердила верхняя палата японского парламента, впервые за последние шесть лет оказался на 2,7% меньше прошлогоднего. Выпуск гособлигаций сократится на 13,2%. Через день после утверждения бюджета Иосиро Мори отдал указания кабинету уже к началу апреля подготовить проект экономических реформ, нацеленный на выведение экономики из затяжной стагнации.
Под давлением правительства Банку Японии пришлось отойти от принципов жесткой монетарной политики и пойти, по сути, по инфляционному пути стимулирования экономики, увеличив объем денег в экономике, что, по его мнению, поможет остановить падение ВВП. Верится в это с трудом: из-за перманентного кризиса японцы придерживаются консервативного потребительского поведения -- не покупают новые товары и ограничивают себя в услугах. В результате производителям невыгодно расширять производство и приходится снижать издержки, что приводит к сокращению ВВП и экономическому упадку.
Потянет ли Япония за собой своих ближайших соседей и экономических партнеров? На этот вопрос пока однозначного ответа никто из аналитиков не дает. Во всяком случае Азиатский банк развития прогнозирует в этом году значительное замедление темпов экономического роста в регионе.
Марина Ионова, директор по исследованиям инвестиционной группы «Русские инвесторы»:
-- Экономика Японии прекратила развиваться. Компании, являющиеся основными производителями ВВП, производят продукцию слишком дорого, практически в убыток себе. И средств на развитие у них нет. До последнего времени это было не очень заметно: на фоне низких кредитных ставок японские компании добирали оборотный капитал за счет кредитов. Деньги были очень дешевыми, их можно было брать без конца. При этом японские банки, убаюканные потрясающими показателями годовых отчетов клиентов, были согласны не получать с них основного долга, довольствуясь очень низкими процентными платежами. Такое положение дел банкиров не беспокоило: большая часть их денег лежала в надувающихся американских рынках, что порождало эйфорию.
Но американский рынок сдулся настолько быстро, что японские банкиры не успели осознать: пора искать другие способы заработка. Они не успели изменить ни свой риск-менеджмент, ни свою кредитную политику -- и в результате оказались просто на дне. Компании, набравшие у них в кредит в совокупности 33 трлн иен (около 300 млрд долл.), отдавать долги не спешат. Японский финансовый рынок стал первым заложником американской экономики.
Но японские банки -- крупнейшие игроки в Америке. И проблемы японской финансовой системы усугубляют проблемы США. А все, что происходит в Штатах, как калька ложится на Японию. Эти две экономики могут или затащить друг друга дальше в трясину, или вместе из нее вылезти. Но американцам сейчас выгоднее отделиться ото всех, кто тянет их за собой. Поэтому впервые за много лет экономические и политические цели США и Японии начинают резко расходиться.
Американцы в более выигрышном положении. У них в руках инфраструктура финансовых рынков, рейтинговые агентства и международные финансовые институты, с помощью которых можно регулировать отток денег. Например, с помощью рейтинговых агентств доказать, что японская экономика -- достаточно рискованный объект инвестиций. Тогда ситуация в Японии станет еще хуже, и японцы будут вынуждены резко сократить свои операции в азиатских странах.
Казалось бы, вот прекрасный момент, чтобы японцев в Азии сменил другой мировой лидер. Но его нет. У Штатов свои проблемы, Европа недостаточно окрепла. И Азия впервые за довольно долгий период (15--17 лет) может оказаться без заинтересованного в ее рынках инвестора. Американцы считают: если международные инвестиционные фонды не будут поддерживать азиатские экономики, большая их часть с момента прекращения финансирования протянет две недели. А Япония, если Америка не будет ее поддерживать, продержится не больше двух месяцев. Таким образом, падение азиатских рынков предрешено. И скорость его зависит от того, как быстро Штаты потянут за собой Японию.
Какие из азиатских стран на очереди? Скорее всего те, чья экономика более диверсифицирована, более развита. Маленькие рынки, конечно, будут переживать резкие обвалы, но будут так же быстро восстанавливаться. Пример тому -- Турция: деньги туда уже потихоньку возвращаются. Беда Азии в том, что там нет полностью самостоятельных экономик. Экономики «азиатских тигров» построены на чужих лицензиях, а для независимого развития нужны так называемые ключевые компетенции. Ими обладают страны, где существуют технологические школы, необходимые для развития таких отраслей, как аэрокосмическая, военная, химико-технологическая и транспортная. Автомобили Mitsubishi можно собирать где угодно: и в Турции, и в Голландии, и в Корее. Но чтобы разработать новую модель, нужна технологическая школа. Поэтому азиатские экономики развиваться независимо от таких мировых центров, как США, Франция, Германия, Япония и до сих пор до некоторой степени Россия, не в состоянии. Им нужен локомотив. И сейчас, когда Штаты эту роль выполнять не могут, а Япония оказалась заложницей длительного и очень выгодного флирта с экономикой США, азиатские страны превращаются в вагоны остановившегося поезда.
Правда, они могут какое-то время (не больше одного экономического цикла) двигаться по инерции. Но потом их все равно нужно будет вытаскивать. Чуда с ними не произойдет. Чудо происходит в России (если условно считать ее азиатским рынком). Она обладает необходимым минимумом ключевых компетенций, чтобы развиваться, невзирая на то, что кругом творится. И в отличие от 1997--1998 годов, азиатский вирус ей не страшен (западных денег, которые могли бы уйти с рынка, у нас просто нет). Именно в этом году у России появились уникальные конкурентные преимущества. И только инерция мышления заставляет инвесторов рассматривать наши долговые бумаги на мировых рынках по тем же параметрам, что и долговые бумаги Аргентины, Бразилии или Турции.
Василий ЛЬВОВ