|
|
N°187, 07 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Маленькие радости Еврокомиссии
Экспортные контракты «Газпрома» изменили так, что все осталось по-прежнему
Еврокомиссия вчера «порадовала» рынок новостью далеко не первой свежести. По сообщению этого органа ЕС, контракты на поставку газа между «Газпромом» и итальянским энергоконцерном ENI приведены в соответствие с требованиями европейского законодательства. Российская компания согласилась снять территориальные ограничения на торговлю газом, наложенные на своего итальянского покупателя. Попросту говоря, из контрактов исключили пункт о запрете на реэкспорт российского газа.
Официальный представитель «Газпрома» сообщил, что изменения в договоры были внесены еще в начале года, и с тех пор ENI формально может перепродавать газ. Одновременно в них был вписан «экономический механизм защиты интересов «Газпрома». Что именно подразумевается под этим, в компании не раскрывают. Однако осведомленные источники газеты «Время новостей», близкие к российскому концерну, считают, что итальянцы вряд ли воспользуются предоставляемой возможностью и сейчас, и в будущем. По их словам, «защита интересов» предусматривает полную компенсацию упущенной «Газпромом» выгоды от перепродажи его газа, фактически возврат всего заработка от реэкспорта. Это делает попытки воспользоваться правом экономически необоснованными при формальном соблюдении требований ЕС, что позволяет европейскому комиссару по вопросам конкуренции Марио Монти в коммюнике Еврокомиссии расценить соглашение между «Газпромом» и ENI как «важнейший шаг» в создании свободного рынка газа в объединенной Европе.
В сообщении также говорится, что теперь «Газпром» сможет поставлять газ и другим итальянским компаниям без предварительного согласия с ENI, которая сейчас занимает 90% рынка газа Италии. Дело в том, что уже довольно давно российская компания заключила меморандумы о намерениях вести переговоры о продаже газа c двумя крупными электроэнергетическими компаниями этой страны -- ENEL и Edison. Переговоры ведутся уже больше года. В прошлом году в Италии было продано 63,6 млрд кубометров газа, из них порядка 58 млрд пришлось на ENI, а доля газпромовского топлива в этом балансе составила 19,3 млрд.
По действующим контрактам ENI наращивает закупки российского газа. Их пик придется на 2008 год, на который предусмотрена поставка 28,9 млрд кубометров. А по итальянским законам ENI обязана снизить свою долю на газовом рынке страны до 61% с нынешних 90% к 2009 году, что открывает для «Газпрома» возможности для более глубокого выхода на рынок и получения более выгодных финансовых условий. По экспертным оценкам, эти требования фактически закрывают для ENI перспективы увеличения закупок газа, в то время как ENEL и Edison будут закупать, по самым скромным оценкам, 25--30 млрд кубометров газа. Доля «Газпрома» вполне может составить 30--40% от этого объема.
Г-н Монти также выразил надежду, что сходные изменения будут внесены в контракты «Газпрома» с крупными покупателями российского газа в Европе. В российском концерне газете «Время новостей» заявили, что переговоры с ними продолжаются, и комментировать их ход отказались. Но в неофициальных разговорах представители «Газпрома» настаивают на распространении опыта изменения контракта с ENI. Иными словами, западным контрагентам в обмен на согласие «Газпрома» исключить из контрактов пункт о прямом запрете реэкспорта придется вносить в них «механизмы защиты интересов» российской компании. «Мы не собираемся позволять зарабатывать на нашем газе, не участвуя в этом процессе, -- сказал собеседник газеты. -- Поэтому возможно только формальное приведение в соответствие с директивами ЕС».
Эксперт «Тройки Диалог» Валерий Нестеров полагает, что сейчас в Европе идет сложный процесс либерализации рынка, в котором необходимо соблюсти баланс интересов производителей и потребителей газа. «Несмотря ни на что, конкурентные позиции «Газпрома» в Европе очень сильные и скорее всего будут усиливаться, -- считает аналитик. -- Европейцам очень сложно, а возможно, и слишком опасно навязывать своему основному поставщику правила игры, с которыми он категорически будет не согласен».
Алексей ГРИВАЧ