|
|
N°187, 07 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Диагноз в любой части тела
Вручена Нобелевская премия по медицине
Назвав в понедельник лауреатов Нобелевской премии в области психологии и медицины, члены Шведской королевской академии наук сделали реверанс в сторону широкой общественности. Важность открытия, за которое были удостоены столь высокой награды американский профессор Пол Лотербер и его коллега из Великобритании Питер Мэнсфилд, понятна не только специалистам, но и сотням тысяч людей, сталкивавшихся с современной диагностической аппаратурой. Такое с академиками бывает нечасто -- обычно людям, не отягощенным специальным образованием, сложно сразу разобрать, за что же именно ученым присуждается премия в размере 10 млн шведских крон. Но на сей раз ясно, что свои миллионы гг. Лотербер и Мэнсфилд честно отработали -- магнитно-резонансные томографы, которые были созданы на основе их открытий тридцатилетней давности, сегодня широко распространены в медицинских учреждениях.
В обнародованном вчера заявлении Нобелевского комитета отмечается, что открытие Лотербера и Мэнсфилда стало "прорывом в медицине, диагностике и лечении", поскольку оно позволяет врачам получать изображение практически всех органов человека без прямого вмешательства. Ежегодно в мире проводится около 60 миллионов обследований на аппаратуре, работа которой основана на методах магнитного резонанса. Собственно, открытие самого явления ядерного магнитного резонанса и некоторых его аспектов уже отмечалось Нобелевскими премиями: по физике в 1952 году и по химии в 1991-м. Последние же лауреаты сделали его доступным для медиков. Пол Лотербер в 1973-м, а за ним и Питер Мэнсфилд сумели доказать, что, используя магнитный резонанс, можно получить двухмерные изображения участков тела, недоступных для диагностического оборудования, основанного на других физических принципах. Спустя десять лет первые магнитно-резонансные томографы появились в клиниках. Правда, и по сей день эта аппаратура остается дорогой и потому используется преимущественно для диагностики тяжелых заболеваний: спинного и головного мозга, сердечно-сосудистой системы и системы пищеварения, злокачественных новообразований и т.д.
Члены Нобелевского комитета отмечают еще одну особенность открытия Лотербера и Мэнсфилда -- оно в полной мере удовлетворяет требованиям данной номинации. С точки зрения медицины важна возможность получения высококачественного изображения пораженных органов, а с точки зрения психологии -- избавление пациентов от ненужных аффектов, к которым может привести, например, рентгеновское обследование (для радиофобов) или эндоскопия. Магнитно-резонансным томографам неподвластна лишь одна фобия -- обследование на этой аппаратуре не рекомендуется людям, боящимся замкнутого пространства.
Олег ВОЛКОВ