В пятницу, 3 октября, в СМИ появилась информация о том, что фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» выдвинут на «Оскара» от России. Сообщали, что российская комиссия по выдвижению сделала свой выбор, рассмотрев несколько фильмов-претендентов: "Коктебель" Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова, "Благословите женщину" Станислава Говорухина, "Магнитные бури" Вадима Абдрашитова, "Русский ковчег" Александра Сокурова, "Прогулка" Алексея Учителя. Называли еще "Старух" Геннадия Сидорова и "Движется поезд" Алексея Германа-младшего, но они не выходили в прокат и формально претендовать ни на что не могут.
Ну и все бы хорошо, фильм-лауреат Венецианского фестиваля, получивший двух «Золотых львов», вполне заслуживает высокой чести представлять Россию в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», если, конечно, американские академики сочтут возможным его туда включить. Однако выяснилось, что и это решение, такое благостное на первый взгляд, имеет довольно неприглядную предысторию.
Многие уже забыли, но в прошлом году выдвижение на «Оскара» сопровождалось
громким скандалом. Тогда вместо всеми ожидаемой «Кукушки» был выдвинут «Дом дураков» Андрея Кончаловского, а накануне комиссия по выдвижению из межведомственной организации, в течение десяти лет худо-бедно выполнявшей свое предназначение, спешно стала структурой новой Национальной академии киноискусства и кинематографической науки, созданной Никитой Михалковым.
Из комиссии были без всякого предупреждения и даже уведомления исключены несколько человек: Павел Чухрай, Сергей Бодров, Александр Хван, Рустам Ибрагимбеков, Ирина Рубанова, Даниил Дондурей, Элеонора Маклакова, Сергей Лазарук; решением секретариата СК РФ на их место введены другие. Председателем вместо Элема Климова назначили Владимира Меньшова. В конечном итоге «Дом дураков» не вошел в номинацию. Такое, конечно, случалось и прежде, однако за десять последних лет Россия имела четыре номинации на "Оскара" и получила одну статуэтку.
В этот раз Американской киноакадемией принято решение изменить сроки вручения «Оскара». 76-я церемония награждения пройдет 29 февраля, на три недели раньше прежнего. Соответственно изменились и сроки представления: в категории «Лучший фильм на иностранном языке» dead line вместо 30 октября назначен на 1 октября. О чем есть соответствующее уведомление на сайте «Оскара». На российском сайте Film.ru 29 сентября появилась информация о том, что «1 октября истекает срок принятия решений», и названы фильмы, выдвинутые от других стран, например "Нашествие варваров" (Канада), "Гудбай, Ленин!" (Германия), "Весна, лето, осень, зима... и весна" (Корея) и другие. «Российская кандидатура все еще неизвестна», сообщал сайт.
Однако члены комиссии сайтов не читают, а об изменении сроков то ли не знали, то ли забыли. В сентябре, впрочем, было проведено заседание комиссии, на котором обсудили варианты. Главными соперниками были как раз «Возвращение» и «Русский ковчег». Остальные фильмы практически не обсуждались, поскольку, во-первых, неизвестны в американском прокате, а во-вторых, как вполне резонно сочли члены комиссии, имели мало шансов на внимание американских академиков. Самой большой известностью из российских картин в Америке, конечно, пользуется «Русский ковчег», его сборы среди фильмов с ограниченным прокатом рекордно высоки (фильм собрал 3 млн долл.), но в мировом прокате он появился в 2002 году, что и дало основание его отвергнуть. Правда, в Америке он вышел в декабре, что вполне позволительно по условиям «Оскара», рассматривающего фильмы, вышедшие после 30 октября. Однако члены комиссии, видимо, этого не знали или сочли, что у нового и нашумевшего «Возвращения» больше шансов. Во всяком случае о своих сомнениях и проблемах они публику в известность не ставили, хотя и намеревались в принципе объявить прессе, что работу над выдвижением начали.
Хуже всего, что и в Американскую академию они к 1 октября никаких сведений не представили. Это стало беспокоить американских прокатчиков фильма «Возвращение», они позвонили в Россию и подняли волну. В дальнейшем события в комиссии развивались как у нерадивых студентов. Информация о заседании, назначенном якобы на пятницу, появилась в СМИ вечером в четверг, 2 октября, и в это время в Америку, где еще было утро, отправлен протокол о выдвижении «Возвращения». Таким образом, благодаря разнице во времени опоздание составило половину суток, и снисходительные сотрудники Американской академии его российскому претенденту простили. Так что для «Возвращения» все кончилось хорошо.
Однако грустно будет, если это сойдет и российской комиссии, которая позволила себе непростительную небрежность. Очевидно, что у Национальной академии нет ни сил, ни средств для нормальной работы, и было бы гораздо разумнее поручить исполнять ее другим структурам. Например, Министерству культуры, которое на словах активно заботится о развитии российского кино и его репутации в мире.
Пока же о судьбе фильма, снятого без копейки государственных денег, без всякого участия СК РФ и его членов, не говоря уж о Национальной академии, с такой помпой и шумом заявившей о себе в прошлом году, приходится беспокоиться американским прокатчикам.
Кстати, о церемонии вручения премии «Золотой орел» (вторая известная публике задача новоиспеченной академии) официально еще не объявлено. Сначала она планировалась на осень, а теперь, говорят, ее решено перенести на конец января. И с таким отношением к делу вряд ли стоит рассчитывать на формирование авторитета премии, организаторы которой сами назвали ее главной национальной наградой.
Версия комиссии
Пресс-центром СК РФ в пятницу было распространено объяснение председателя комиссии Национальной академии кинематографических искусств и наук России по выдвижению российских фильмов на премию Американской киноакадемии «Оскар» за лучший иностранный фильм кинорежиссера Владимира МЕНЬШОВА.-- 3 октября мы планировали собраться и сделать, как это и было предписано и объявлено ранее, свой окончательный выбор. Но вчера вечером (2 октября. --
Ред.) раздался звонок из Американской киноакадемии с просьбой представить уже 1 октября наши итоги (в Америке еще было 1 октября). Поэтому мы провели срочное голосование, разослав всем членам комиссии необходимые бумаги, и теперь имеем окончательные итоги. Голоса распределились следующим образом: «Магнитные бури» -- два голоса, «Русский ковчег» -- два, «Старухи» -- один голос, «Благословите женщину» -- один, «Возвращение» -- восемь голосов. Лично я голосовал за «Возвращение». Надеюсь, что у этой картины немалые шансы попасть в пятерку номинантов за лучший иностранный фильм. Мы все ее посмотрели на видео. Споров у нас не было. Это оказалась очень достойная, грамотно сделанная картина. Хотелось посмотреть ее, конечно, в зале, по изображению она, наверное, намного красивее на большом экране, поскольку в картине много пейзажей. И звук, конечно, выразительнее звучит с киноэкрана. И реакция зрительская добавит теплоты этой картине. Очень достойная картина.